Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Историко-правовой аспект правового воспитания, правосознания и правовой культуры
1.2.Понятие и характеристика правового сознания и правовой культуры
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВ КУЛЬТУРЫ
2.1. Роль правового воспитания в формировании правосознания и правовой культуры
2.2. Проблемы повышения правосознания и правовой культуры в современной России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Современный период развития нашего государства характеризуется глубоким реформированием политических, экономических, духовных, организационных основ жизни общества. Выход общечеловеческих ценностей на первый план, интеграция и глобализация мирового сообщества, экономический кризис, сложная политическая обстановка и обращение к основам духовных ценностей, в корне повлияли на обновление мировоззрения населения. Указанные изменения в мировоззрении населения поставили перед наукой новую задачу – исследовать проблемы правосознания, правовой культуры, определить направления государственной политики по правовому воспитанию.
В этом контексте особый интерес представляют научные исследования, связанные с современными представлениями ученых о понятии, механизме правового воспитания и о его состояние в современной России.
Правовое воспитание имеет большое значение для развития нашего государства. Многочисленные правонарушения преступления, рост алкоголизации, коррупции и многие другие социальные явления являются, отчасти, в том числе последствием отсутствия правового воспитания.
Россия была вынуждена преодолевать последствия глубокого системного кризиса. Ценой огромных усилий государству удалось остановить падение уровня и качества жизни граждан, устоять под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратить дискредитацию конституционного строя, сохранить суверенитет и территориальную целостность, консолидировать правовое пространство» . И все же, несмотря на очевидные позитивные сдвиги, положение дел в российском обществе в целом и в правовой сфере, в частности, остается достаточно тревожным.
Эффективная государственная политика в сфере правового воспитания позволяет снизить многие негативные социальные процессы, реализует принципы права, оказывает положительное влияние на правовую культуру и правосознание, что, в свою очередь делает более благоприятной обстановку как для жизни граждан, так и для осуществления различных социальных программ и развития государства в целом.
Актуальность темы курсовой работы подтверждается и вниманием к ней со стороны ученых.
Следует отметить, что вопросам правосознания и правовой культуры в отечественной и зарубежной литературе уделяется много внимания.
В монографиях, диссертационных работах, научных публикациях рассматриваются сущность, понятие и место правовой культуры в правовой системе общества, оказывается соотношение правовой культуры личности с ее правосознанием и общим мировоззрением, анализируются факторы формирования правовой культуры и правового сознания, формулируются предложения по усовершенствованию форм и способов правовоспитательного воздействия на человека.
Исследованию правосознания в советский период развития науки уделяли внимание в своих работах Кононцева АА. , Чупанова А.Ч. , Синюков В. Н. и многие другие.
Непосредственно опросам правового воспитания были посвящены работы таких исследователей как Гореев А.М., Афасижев Т.И. и др. в последнее годы увидели свет работы таких авторов как Сальников В. П. , Кононцева АА.и др.
Отдавая должное проведенным исследования вышеназванных и других авторов, отметим, что данная проблема, продолжает существовать и приобретать новые черты, вследствие чего, выбранная тема работы является весьма актуальной как с практической, так и с теоретической точки зрения.
Целью курсовой работы является исследование наиболее важных и дискуссионных вопросов правового воспитания как важного средства в формировании правовой культуры и правового сознания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд очень важных задач:
– изучить теоретические аспекты правового воспитания, правосознания и правовой культуры
– рассмотреть правовое воспитание как средство формирования правосознания и прав культуры
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, связанные с правовым воспитанием в процессе формирования правового сознания и правовой культуры.
Предметом курсовой работы является правовое воспитание, исследуемое в контексте средства формирования правосознания и правовой культуры граждан России.
Для раскрытия темы курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия по теории государства и права различных отечественных авторов.
В качестве методологической основы исследования выступают диалектический, формально-логический, системный, социологический, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие методы научного познания.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка нормативных источников и используемой литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Историко-правовой аспект правового воспитания, правосознания и правовой культуры
Проблема формирования правовой культуры, повышения уровня правовой грамотности отдельных граждан и общества в целом как результата правового воспитания была широко распространена в зарубежных странах на разных этапах исторического развития. Понятие правового воспитания, его содержание и роль в общественной жизни менялись с течением времени.
Существующая в настоящее время модель гражданского воспитания имеет глубоко исторические корни. Гражданское воспитание - это широкое понятие, включающее в себя правовое, политическое, нравственное и патриотическое воспитание. Правовое воспитание как важнейший элемент гражданского воспитания надлежит понимать в широком и узком значениях. По мнению Емельянова Н. С. , правовое воспитание в широком смысле представляет собой многоуровневый процесс формирования правовой культуры и правосознания под воздействием различных факторов, а в узком понимании - это целенаправленный и управляемый процесс, воздействующий на сознание личности с целью формирования надлежащего уровня правосознания и правовой культуры. Результатом правового воспитания должно стать формирование позитивного правового сознания и именно поэтому в зарубежных странах осознание необходимости правового воспитания возникло намного ранее .
Со времен существования древних государств правовая культура граждан и право в целом, несмотря на то, что были несовершенны по своему развитию и содержанию, рассматривались как инструмент обеспечения безопасности, пресечения назревающих конфликтов и войн, благоприятного развития хозяйственной деятельности.
Именно в этот период происходит зарождение первых идей о воспитании, а также средств и методов педагогики, которые в последующем стали основой для современного процесса воспитания, составляющей которого является гражданское воспитание.
Следующим важнейшим этапом становления правового воспитания стал период античности, так как в нем продолжали закладываться педагогические идеалы, которые послужили примером для последующих эпох. Данный период ознаменован появлением государств с демократическим строем и введением понятия «гражданин». Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима стали новым витком развития культуры и всей совокупности связанных с обучением и воспитанием идей. Правовое воспитание становится внешней необходимостью.
Основным средством правового воспитания в период раннего Средневековья явилось повсеместное распространение религиозного мировоззрения. Писания Библии имели силу, равную силе закона, а суд божий приравнивался к органам правосудия. Законопослушание представляло собой исполнение религиозных догматов, дополнительные меры и средства воспитания, тем более правовые, ни государство, ни общество не осуществляло. Церковь пользовалась монополией на обучение, гражданское воспитание было фактически заменено на религиозное. Однако и в это время находились те, кто не ограничивал процесс воспитания изучением молитв и богослужением. Итальянский историк Павел Диакон видел процесс воспитания в изучении истории, изложенной в виде сказочных историй. На его взгляд, изучение исторического наследия в интересной для изучающего форме способствовало воспитанию любви и добродетели к родине и уважение к королям. Основными идеями, сформировавшими нравственный образ человека того времени, стали добродетель, милосердие, осуждение богатства и стяжательства.
В период раннего Средневековья в правовом воспитании отсутствовала всякая необходимость в силу господствующего положения церкви и религиозного воспитания. Правомерным для этого периода являлось поведение, при котором обеспечивалось выполнение религиозных заповедей.
В период Возрождения идеи гражданского воспитания появляются вновь ввиду постепенного освобождения образования и воспитания от религиозного влияния и укрепления идей гуманизма и прогресса.
Правовое воспитание в Средние века прошло длинный путь своего развития от непринятия государством и полным его замещением религиозным воспитанием в период раннего Средневековья до осознания значимости и необходимости правового воспитания гражданина в период Возрождения и Просвещения.