С 2001 г. одним из главных направлений политики государства в рамках социального обеспечения является реформирование пенсионного законодательства. Постепенная модернизация пенсионной системы связана с желанием государства создать максимально благоприятные условия для лиц, достигших пенсионного возраста. При осуществлении трудовой деятельности и отчислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации человек должен себя чувствовать максимально защищенным. От величины пенсионного капитала, формируемого страховыми взносами, должен зависеть размер пенсионного обеспечения. Забота о завтрашнем дне является первоочередной задачей как для государства, так и для человека. Пенсионное обеспечение в настоящий момент делится на три вида в зависимости от источника финансирования: государственные пенсии, страховые пенсии, накопительные пенсии. Безусловно, реформирование, начавшееся 18 лет назад, было связано с реализацией программы внедрения пенсионных накоплений для обеспечения граждан в случае нетрудоспособности в силу возраста либо состояния здоровья. По смыслу данной реформы трудоспособное население должно само быть заинтересовано в завтрашнем дне. Формирование пенсионных накоплений гражданами и должно было быть отправной точкой пенсионной системы Российской Федерации. В настоящий момент мы можем констатировать, к сожалению, тот факт, что пенсионные накопления не связаны ни с социальной защищенностью, ни с уверенностью в завтрашнем дне у будущих пенсионеров. Поскольку пенсионные накопления, которые до конца 2015 г. были составной частью трудовой пенсии, в настоящий период оказались «замороженными».
Но при этом работодатель либо самозанятое лицо обязаны ежемесячно отчислять 6% на формирование пенсионных накоплений либо в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), либо в негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ). В том случае, если человек не желает формировать накопительную пенсию, данные взносы работодателем не прекращают отчисляться, но уже в рамках права работника на страховую пенсию.
Тем самым страховой взнос составит 26%. Денежная сумма фиксируется на лицевом счете и является подтверждением того, что государство обязуется выплачивать пенсионное обеспечение. При этом страховые взносы будут являться собственностью государства, а не самого застрахованного лица. Как следствие этого, если гражданин не доживет до пенсионного возраста либо не сформирует страховой стаж или страховые баллы, то данные денежные средства не будут возвращены в рамках Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ. С пенсионными накоплениями же ситуация диаметрально противоположная. Данные денежные средства являются собственностью граждан. А значит, их реализация не зависит от дожития до пенсионного возраста. Необходимо заметить, что увеличение пенсионного возраста не повлекло за собой изменений в Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 г. №424-ФЗ.
Несмотря на то, что вопрос устройства детей, утративших родительское попечение, в семьи либо в учреждения для детей-сирот, законодательно урегулирован, количество сирот в России с каждым годом растет, что позволяет говорить об актуальности данной проблемы.
Целью данной работы является исследование существующих в законодательстве РФ форм устройства пенсионного обеспечения граждан.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотрение института пенсионного обеспечения граждан;
2) исследование норм российского и международного законодательства о пенсионном обеспечении граждан;
3) изучение законодательного о пенсионном обеспечении граждан;
4) рассмотрение института пенсионного обеспечения граждан в российском праве;
5) выявление проблемных моментов в области российского и международного о пенсионном обеспечении граждан;
6) анализ эффективности применения существующих форм пенсионного обеспечения граждан.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с пенсионным обеспечением граждан.
Предмет определяется изучением и анализом, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, а также судебной практики.
При изучении темы были использованы труды таких российских юристов как: Савин И.Г., Захаров М.Л., Лиханов А. А., Михеева Л. Ю., Залунина Н.Б. и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава I.
|
Законодательство о формировании пенсионного обеспечения в РФ
|
§1.
|
Формирование пенсионного обеспечения в России
|
С 1 января 2005 г. накопительную пенсию формируют лица моложе 1967 г. р., которые сделали выбор в ее пользу. По-прежнему право на этот вид пенсионного обеспечения возникает у женщин, достигших возраста 55 лет, и у мужчин, достигших 60-летнего возраста при наличии соответствующего стажа и пенсионных баллов, необходимых для ее получения. Лица, имеющие право на получение государственного пенсионного обеспечения, не имеют возможности за счет накопительных взносов формировать данный вид пенсий, что, на наш взгляд, является несправедливым по отношению к данной категории граждан. Но при этом есть возможность самостоятельно добровольно формировать данный вид пенсий, заключив соответствующий договор, и самостоятельно производить отчисления в НПФ либо в частную управляющую компанию (далее - ЧУК). Проблемным моментом при формировании пенсионных накоплений является зависимость выплаты накопительной пенсии от страхового стажа лица. Полагаем, данное правило должно быть скорректировано, поскольку пенсионные накопления формируются исключительно на добровольной основе и лицо, участвующее в формировании этого вида пенсии, должно иметь гарантии, что при достижении установленного законом возраста оно будет иметь право воспользоваться пенсионными накоплениями. Считаем возможным предусмотреть на законодательном уровне лицам, формирующим государственную пенсию, одновременно производить взносы в НПФ для дальнейшей реализации своего права на пенсионные накопления. Государственное пенсионное обеспечение формируется за счет средств федерального бюджета. Круг лиц, имеющих право на данный вид обеспечения, закреплен в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». К ним относятся: федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, граждане из числа космонавтов, граждане из числа работников летно-испытательного состава. На настоящий момент к законам, регламентирующим государственное пенсионное обеспечение, относятся:
1) Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ;
2) Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ;
3) Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1;
4) Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ;
5) Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 г. №424-ФЗ[1].
При формировании государственного пенсионного обеспечения главным критерием является специальный трудовой стаж (выслуга лет). Выслуга лет связана с особым видом трудовой деятельности. Лица, имеющие право на государственное пенсионное обеспечение, находятся в более благоприятных условиях при формировании стажа, поскольку не зависят от страховых взносов, а значит, формируют по основному месту работы специальный страховой стаж (выслугу лет). Особенность формирования данного вида стажа заключается в льготном порядке его исчисления. При определении размера пенсии за выслугу лет берутся в расчет три величины: оклад по должности, оклад за звание, надбавка за выслугу лет. Они являются основой государственного пенсионного обеспечения. Указанная категория лиц имеет возможность формировать не только государственную пенсию, но и страховую в зависимости от тех видов трудовой деятельности, которую они осуществляли. При формировании страховой пенсии основой является страховой стаж. При исчислении страхового стажа в первую очередь речь идет о страховых взносах в ПФР. Страховые взносы являются и доказательством страхового стажа во время трудовой либо предпринимательской деятельности застрахованного лица. Причем исходя из ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ являются и обязательными платежами в ПФР. Страховые взносы направлены на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Исходя из закона есть и иные периоды деятельности, причем как оплачиваемой, так и нет, которые засчитываются в страховой стаж лица. Для формирования страховой пенсии по старости необходимы, помимо страхового стажа, и другие условия, к которым относятся достижение пенсионного возраста и наличие соответствующего индивидуального пенсионного коэффициента.