Государство, являясь своеобразной формой организации существования большого количества людей на одной территории, постоянно находится в процессе динамического развития. Охватывание новых сфер деятельности, развитие науки, освоение технического процесса, создание новых институтов общества – все эти аспекты требует создания четкой, урегулированной законом базы, на которой вся смежная деятельность общества должна основываться.
Именно своевременное отражение развития общества и установление оптимального режима такого развития является неотъемлемой составляющей правового государства.
Принятие в декабре 1993 года новой Конституции Российской Федерации создало предпосылки для серьезного реформирования различных отраслей правового регулирования.
После принятия Основного Закона необходимо было привести в соответствие действующего законодательство с учетом норм и положений, провозглашенных в Конституции РФ. Именно в связи с данным фактом большое количество нормативных правовых актов просто потеряли свою значимость и были исключены из правовой системы Российской Федерации, поскольку на их смену «пришли» новые, более актуальные по предмету своего регулирования законодательные волеизъявления.
Более того, и после принятия Конституции РФ, а также и на сегодняшний момент, существуют области жизнедеятельности государства, его общества, а также отдельно взятого человека и гражданина, которые не урегулированы нормами права, что является пробелом в правовом регулировании.
Конституция РФ является достаточно молодым документом, и действует всего 25 лет, что является довольно малым сроком, если проводить аналогию со сроками действия в зарубежных странах.
Именно в связи с данным фактом изменение законодательства, с постоянным внесением поправок в нормативные правовые акты, регулирующие основы жизнедеятельности общества в различных отраслях права, происходят ежегодно и в большом количестве, что и обуславливает актуальность настоящего курсового исследования.
Целью настоящего курсового исследования является изучение направлений правовой реформы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд следующих задач:
- Определить формы и принципы правовой реформы;
- Обозначить основные направления правовой реформы;
- Определить основные направления законодательной правовой реформы;
- Раскрыть сущность судебной правовой реформы;
- Определить проблемы современной правовой реформы Российской Федерации.
Основным объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе проведения правовой реформы в Российской Федерации.
Предметом курсового исследования является массив законодательства, который регламентирует вопрос правового реформирования в Российской Федерации.
Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ и обобщение специальной литературы, сравнение.
В ходе данной работы использовалась учебная литература, пособия, монографии, статьи из научных журналов, а также массив законодательства, посвященный данной теме.
Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы, ставятся цели и задачи курсовой работы; основная часть состоит из трех глав, последовательно раскрывающих содержание курсовой работы; заключения, в котором делаются общие выводы о результатах исследования, проведенного в курсовой работе и списка использованных источников.
- Становление и развитие современной правовой реформы в России
- Формы и принципы правовой реформы РФ
Любое общество не является статичным, ему присущи постоянные изменения, развитие, открытие чего-то нового. С развитием общества развиваются и условия жизнедеятельности людей, функционирования аппарата государственной власти, правовой статус государства в целом. Развиваясь, общество создает предпосылки для изменения привычных норм поведения, уклада жизни, основания и границы контроля со стороны кого бы то ни было.
Именно в связи с данным фактом, право – как основа жизнедеятельности каждого человека, общества и всего государства в целом, должно также подвергаться изменениям, подстраиваться под изменяющиеся условия и иметь свой направленностью возможность урегулирования процесса развития общества в русле, благоприятном для всего государства.
Именно в связи с данным обстоятельством, в правовой науке разработан институт правовой реформы.
Так, под правовой реформой следует понимать комплекс радикальных изменений в правовой системе государства, который осуществляется в целях придания такой системе цивилизованного характера и формирования правового государства[1].
Самой важной обязанностью государства является охрана и защита прав и свобод человека как наивысшей ценности. Так, статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашается высшая ценность человека, а также неотъемлемых и гарантированных ему основных прав и свобод. Все остальные общественные ценности не получили такой оценки, а, следовательно, находятся по отношению к ней на более низкой ступени, и ни при каких обстоятельствах по своему содержанию не могут вступать с ней в противоречие.
Не так давно, высшей ценностью объявлялись государственные интересы, а местоположение человека и принцип защиты его прав и основных свобод занимали второстепенное положение.
Другим, не менее важным принципом правового реформирования является тот факт, что носителем суверенитета Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Еще один немаловажный принцип правового реформирования в России находит свое отражение в закреплении на законодательном уровне принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы каждой ветви сласти являются по отношению к друг другу независимыми.
Принцип разделения властей был выработан мировым сообществом в ходе развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами[2]. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, то каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти, что создает питательную среду для установления в стране диктаторского политического режима.
Власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником согласно ст. 3 Конституции является многонациональный народ России. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, и они самостоятельны лишь в осуществлении этих функций, закрепленных за ними Конституцией и законами.