Введение
Глава 1. Теоретическое исследование статуса осуждённых, отбывающих наказание в тюрьмах
1.1. Характеристика осуждённых, отбывающих наказание в тюрьмах
1.2. Права и обязанности осуждённых, отбывающих наказание в тюрьмах
Глава 2. Анализ правового положения осуждённых, отбывающих наказание в тюрьмах
2.1 Специфика правового положения осуждённых, отбывающих наказание в тюрьмах
2.2. Проблемы применения норм, регулирующих правовое положение осуждённых, отбывающих наказание в тюрьмах
Заключение
Библиографический список
История российской пенитенциарной системы начинает свой отсчет с Судебника 1550 года, и связана с появлением такой формы наказания, как лишение свободы и отбывание наказания в тюрьме. До этого момента наказания регулировались русским памятником уголовного права «Русской Правдой», в виде избиений, нанесений увечий и т.д.
С каждым годом тюрем становилось больше, а с подписанием Россией шестого протокола Европейской Конвенции о защите прав человека, практика применения смертной казни была приостановлена введением моратория. Не задерживаясь на дискуссии сторонников и противников смертной казни, отметим, что позже смертная казнь была заменена на пожизненное лишение свободы, дабы придерживаться гуманных и демократических принципов. К тому же, часто складывались случаи ошибочного привлечения к ответственности и к бесповоротному исполнению наказания совсем невинных людей.
Без надлежащей профилактической работы в учреждениях существует риск совершения осужденными не только многочисленных правонарушений, но и преступлений уже в период отбывания ими наказания, что приводит к нарушению нормального функционирования мест лишения свободы, осложнению оперативной обстановки, угрозе безопасности осужденных и персонала, у общества в целом может возникнуть недоверие к системе по поводу ее неспособности надлежащим образом выполнять свои прямые функции исполнения наказаний, а также к другим негативным последствиям.
При определении профилактической работы в исправительном учреждении особое внимание следует уделять: динамике изменения численности осужденных, их размещению, обеспечению их соответствующим надзором, материально-техническому и медицинскому обеспечению. А сама профилактическая работа должна быть целенаправленной, системной и дифференцированной, учитывающей психологические особенности личности, характер и степень общественной опасности осужденного, а также другие особенности, важные для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия.
Мероприятия по профилактике правонарушений закреплены в Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 года № 72 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", заменившем предыдущую инструкцию на одноименную.
В свете этих положений актуальность данной работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения основ правового регулирования положения осуждённых, отбывающих наказание в тюрьмах.
Уровень разработанности темы в литературе подтверждается научными работами таким ученых как: Абакумов Д.В., Аванесян С.А., Агафонова Н.Ю., Братановский С.Н., Бубнова Ю.Г., Быченкова Ю.А., Бялт В.С., Вассерман Н.В., Грунин А.В., Гулина К.О., Дегтярёва А.А., Зеленов М.Ф., Каляшин А.В. и др.
Целью исследования является обеспечение системно налаженной ведомственной контролирующей деятельности, способствующей повышению законности при исполнении меры пресечения в виде содержания под стражей; организация ее целенаправленности на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности при исполнении меры пресечения в виде содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах (далее по тексту – СИЗО) и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (далее по тексту – ПФРСИ) УИС, а также восстановление нарушенных прав содержащихся под стражей.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Рассмотрение понятия правового регулирования положения осуждённых, отбывающих наказание в тюрьмах;
2. Выделение особенностей правового регулирования положения осуждённых, отбывающих наказание в тюрьмах;
3. Анализ проблем правового регулирования положения осуждённых, отбывающих наказание в тюрьмах;
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе применения норм законодательства, определяющих статус правового регулирования положения осуждённых, отбывающих наказание в тюрьмах.
Предметом исследования являются норм, регулирующие осуществление правового регулирования положения осуждённых, отбывающих наказание в тюрьмах.
Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в работе органов государственной власти и местного самоуправления.
Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. Теоретическое исследование статуса осуждённых, отбывающих наказание в тюрьмах
1.1. Характеристика осуждённых, отбывающих наказание в тюрьма
При всей политике гуманизации уголовного наказания в Российской Федерации за последние годы, по количеству заключенных в мире наша страна находится на втором месте после США. Цель гуманизации уголовного законодательства РФ была нацелена на замену наказания альтернативными мерами. Данные меры должны были заменить реальное лишение свободы и разгрузить систему исполнения наказания.
По состоянию на 1 июня 2020 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы в России содержалось 501 476 чел. (22 452 чел. к 01.01.2020), в том числе: в 8 тюрьмах отбывало наказание 1 179 чел. (+12 чел.). Характеризуя осужденных в местах лишения свободы, следует отметить высокий уровень рецидивной преступности среди лиц, ранее отбывавших наказание.
Ю.В. Баранов считает, что «множество целей может препятствовать эффективному продвижению к ним: возникают вопросы о приоритете той или иной цели, совместимости друг с другом, их идентичном понимании и т.д.». На основании этого указанный автор предлагает оставить одну цель уголовно-исполнительного законодательства — ресоциализацию. По мнению С.А. Борсученко, ч. 1 ст.1 УИК РФ необходимо дополнить такой целью, как интеграция осужденных в общество (их социальная реабилитация).
Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, осуществляется согласно положениям главы 4 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с УИК РФ, к учреждениям и органам, исполняющим наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также местам содержания задержанных и заключенных под стражу, относятся следующие:
уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного (п.п. 4, 5. ст. 16 УИК РФ) — исполняет наказание в виде обязательных либо исправительных работ;
исправительный центр (п. 7.1. ст.16 УИК РФ) исполняет наказание в виде принудительных работ;
арестный дом (п.8. ст.16 УИК РФ) — исполняет наказание в виде ареста;
колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, тюрьма, исправительная колония (п.9 ст.16 УИК РФ) — исполняет наказание в виде лишения свободы.
следственный изолятор (ст.77 УИК РФ) настоящего Кодекса.
Важно отметить, что прокуроры, выполняя надзорную деятельность, не должны вмешиваться в хозяйственную и организационно-распорядительную деятельность администрации поднадзорных объектов.
При проведении ведомственного контроля необходимо опираться на следующие правовые документы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"; Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; Приказ Генерального прокурора РФ от 08.08.2011 № 237 "Об организации ведомственного контроля за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)" и др.
Согласно ст. 32 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом ведомственного контроля определены: законность пребывания граждан в местах предварительного заключения, исправительно-трудовых и других организациях, которые исполняют наказание, назначаемые судом, а также это соблюдение установленных законодательством Российской Федерации обязанностей, прав, порядка и условий содержания задержанных, осужденных, заключенных под стражу граждан и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, и привлечение осужденных к общественно-полезному труду, получение общего образования, и другие[1].
Библиографический список
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. - № 31. - ст. 3215
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
Абакумов Д.В. Институт доверия на государственной гражданской службе Российской Федерации // Юридическая наука и правоприменение (V Саратовские правовые чтения): сборник тезисов докладов. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «СГЮА», 2018. С. 95-96.
Аванесян С.А. О некоторых вопросах противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти // Юристъ-Правоведъ. 2017. № 6. С. 80-82.
Агафонова Н.Ю. Дисциплинарные взыскания в контексте ответственности государственных гражданских служащих // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2016. № 1. С. 89-93.
Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Административно-правовые аспекты контроля за склонением государственных и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 4. С. 43-47.
Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля // Государство и право. 2012. № 6. С. 16-23.
Бубнова Ю.Г. Проблемы формирования профессиональной мотивации будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - М.: Юрист, 2017. - № 1. - С. 24-26
Быченкова Ю.А. Проблемы социальной защиты сотрудников в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы // Уголовная и уголовно-исполнительная политика на современном этапе развития общества и государства: отечественный и зарубежный опыт. - Владимир, 2018. - С. 38-41
Бялт В.С. Некоторые проблемные вопросы применения в органах внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде увольнения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4. С. 38-41.
Вассерман Н.В. Правовые ограничения и запреты, связанные с замещением должностей государственной гражданской службы // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2019. № 2. С. 115-118.
Грунин А.В. Профессиональный долг - морально-правовое качество сотрудника уголовно-исполнительной системы. // Криминалистическое обеспечение расследования преступлений в уголовно-исполнительной системе: сборник материалов. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2013. - С. 27-37
Гулина К.О. Правовые основы применения оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы // Развитие уголовно-исполнительной системы: актуальные вопросы юридической науки и правоприменительной практики: материалы научной и научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2018. - С. 25-29
Дегтярёва А.А. К вопросу о дисциплинарной ответственности сотрудников правоохранительных органов // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. № 1. С. 51-53.
Дементьев А.Н. Нормативное правовое обеспечение механизмов противодействия коррупции на муниципальном уровне // Противодействие коррупции на муниципальном уровне: сборник. М.: Волтерс Клувер, 2018. С. 167-232.
Добробаба В.В. Традиции и новации в правовом регулировании института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 3. С. 29-31.
Архивы Барнаульской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ за 2016-2018 гг., Кузбасской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ за 2015–2018 гг., Новосибирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ за 2017-2018 гг.
Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы, январь–сентябрь 2018 г. : информационно-аналитический сборник / ФКУ НИИИТ ФСИН России. — Тверь, 2018.