Введение
правовые основы института референдума в Российской Федерации
1.1. Понятие и виды референдума
1.2. Право граждан на референдум
2. Практика реализации института референдума в Российской Федерации
2.1. Практика проведения федерального референдума в Российской Федерации
2.2. Практика проведения референдума в субъектах Российской Федерации
3. Проблемы реализации права граждан Российской Федерации на референдум
3.1. Предметные ограничения конституционного права граждан Российской Федерации на участие в референдуме
3.2. Временные ограничения конституционного права граждан Российской Федерации на участие в референдуме
Заключение
Список использованных источников
Практическая и теоретическая важность данной темы определяется тем, что решение, принятое на референдуме, действительно на всей территории государства. Оно может быть отменено или изменена только путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении, принятом на референдуме, не указана другая процедура отмены или изменения такого решения. В этой связи порядок проведения референдума регулируется не обычным федеральным законом, а федеральным конституционным законом.
На сегодняшний день доктрина конституционного права не разработала единого подхода к изучению института референдума. Учитывая огромное значение института референдума, можно с уверенностью утверждать, что проблемы референдума в юридической литературе не являются предметом достаточного внимания.
Целью курсовой работы является исследование референдума в России, его конституционно - правовых основ и практики.
Данная цель предопределяет необходимость решения в рамках исследования следующих задач:
1. Проанализировать понятие и виды референдума.
2. Охарактеризовать право граждан на референдум.
3. Рассмотреть практику проведения федерального референдума в Российской Федерации.
4. Раскрыть практику проведения референдума в субъектах Российской Федерации.
5. Выявить предметные ограничения конституционного права граждан Российской Федерации на участие в референдуме.
6. Определить временные ограничения конституционного права граждан Российской Федерации на участие в референдуме.
Объект исследования - конституционно-правовые отношения, возникающие в связи и по поводу референдума как формы непосредственной демократии.
Предмет исследования - законодательство в области референдума.
В работе применялись как общенаучные методы познания (диалектический; социологический; системного, функционального и структурного анализа), так и специальные (сравнительного правоведения; историко-юридический).
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
-
Теоретико-правовые основы института референдума в Российской Федерации
1.1. Понятие и виды референдума
В конституционном праве референдум считается независимой формой прямой демократии, отличающейся от выборов. Процедура проведения референдума и выборов на их основных этапах совпадает. Однако эти различные конституционные институты и их идентификация, допускаемая некоторыми специалистами, не обоснована[1]. Основное различие между этими институтами заключается в том, что референдум принимает решение по тому или иному вопросу в утвердительном или отрицательном ответе участников или путем выбора одного из решений, в то время как результаты выборов дают избранному мандат.
Референдум-это форма прямой демократии, с помощью которой важные вопросы общественного значения решаются путем прямого голосования участников. Участники референдума, как правило, все люди с активным избирательным правом, достигшие 18 лет, если в стране не установлен предел ниже как, например, на Кубе, в Бразилии и т.д.
Часто параллельно с референдумом проводится национальный опрос, в котором непосредственно раскрывается мнение населения по некоторым вопросам общественной жизни. Однако, по результатам обследования, население не принимает никаких решений. Результаты могут служить лишь основой для решения государственных органов. Поэтому народные опросы иногда определяются как консультативный референдум (Швейцария). И вполне законно, что вовремя его проведения голосование используется в соответствии с процедурами, установленными законом.
В соответствии с этим критерием консультативный референдум объективно отличается от опросов, проводимых прессой, непосредственно государственными органами, научными учреждениями и т. д.
Референдум не применяют в тех странах, которые изначально придерживаются англо-саксонской правовой традиции, в которой преобладает принцип верховенства парламента. В соответствии с этим только парламент имеет Верховную юридическую силу. Создание института референдума означает признание его решений, имеющих высшую юридическую силу, если компетенция не ограничивается актами консультативного характера.
Референдумы классифицируются[2]:
1) в соответствии с содержанием законопроекта, подлежащего обсуждению, в соответствии с процедурой референдума, выделяют референдумы: конституционные; обычные;
- конституционный - он поднимает вопросы, связанные с принятием новой конституции или ее изменением;
- обычный (законодательный) - он решает вопрос о принятии конкретного закона или о внесении изменений в закон, ранее одобренный референдумом:
2) в зависимости от времени проведения совещания: превентивный (до законодательный); утверждающий (после законодательного).
- дозаконодательный - осуществляется до принятия закона;
- послезаконодательный - проводится после вступления в силу закона.
3) в порядке проведения: обязательный; факультативный. Вопросы, которые непосредственно оговорены в Конституции, являются обязательными, поскольку они не могут быть решены путем референдума (например, принятия Конституции). Факультативный решает вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно (например, в апреле 1991г. был проведен референдум о введении поста Президента в РФ – его проведение не было обязательным). Такие референдумы могут проводиться либо по решению государственных органов, либо избирателей.
4) по территории: всероссийский (проводится по вопросам общего федерального значения по решению Президента Российской Федерации); референдум субъекта Российской Федерации (организован по вопросам компетенции субъекта Российской Федерации или совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если эти вопросы не регулируются Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством); местные (по местным вопросам под юрисдикцией местных органов власти).