Введение
1. Общая характеристика референдума в Российской Федерации
1.1Понятие и сущность референдума
1.2 Законодательство о референдуме
2.Реализация института референдума в Российской Федерации
2.1 Порядок назначение и подготовка референдума
2.2 Порядок проведения референдума
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Демократические преобразования современного общества, формирование в России правового государства способствуют развитию народовластия, совершенствованию форм участия населения в управлении государством и решении вопросов местного значения. Признание многонационального народа РФ единственным источником власти означает необходимость создания правовых и организационных условий для непосредственного осуществления власти гражданами РФ.
Необходимо указать на такие традиционные проблемы непосредственной демократии, как доступ к голосованию, подделка подписей, неразбериха в формулировках, проблема явки и кворума, проблема осведомлённости голосующих, ослабление за счёт референдума законодательной власти, проблема учёта голосов и защита мнения несогласного меньшинства, а также новоявленные проблемы последнего времени, как-то: не подконтрольность финансовых расходов; оплата за подпись при сборе подписей, обман при расчётах голосов; вводящие в заблуждение рекламные компании, вмешательство видео и теле-демократии.
Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демократии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет немало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.
Референдум, будучи одним из основных институтов народовластия, имеет важное значение для современного российского конституционализма, определения направлений развития общества и государства, он призван обеспечивать свободное волеизъявление граждан по самому широкому спектру вопросов. Государственная власть и местное самоуправление функционируют устойчиво и эффективно лишь при наличии развитых институтов прямой демократии. Необходимо последовательное расширение участия граждан в управлении делами субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе и путем референдумов.
Целью исследования является раскрытие понятия и порядка функционирования института референдума в РФ, выявление правовых пробелов и формулирование предложений по совершенствованию механизма референдума в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
1.Изучить понятие референдумов в Российской Федерации;
2.Охарактеризовать институт референдума в современном Российском законодательстве;
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при организации и проведении референдума в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые акты, материалы судебной практики, составляющие нормативную и правоприменительную основу в сфере организации и проведения референдума в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и специальных методов анализа и обобщения нормативных правовых актов и материалов судебной практики, касающихся организации и проведения референдума в Российской Федерации. При исследовании и анализе института референдума, раскрытии его сущности и правовой природы использовались такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, логический метод. В работе использованы системный, структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы, а также отдельные частнонаучные методы исследования.
Теоретическая значимость. Курсовая работа основательно и разносторонне исследует особенности организации и проведения референдума в Российской Федерации. В работе освещены основные понятия и виды референдума, охарактеризована практика реализации института референдума на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации, исследованы проблемы реализации права граждан на проведение референдума. В этой связи теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в теоретическом плане при изучении особенностей организации и проведения референдума в Российской Федерации.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения и списка использованных источников.
1. Общая характеристика референдума в Российской Федерации
1.1Понятие и сущность референдума
Согласно ч.1 ст.1 Конституции РФ Россия есть демократическое государство. Такой термин как демократия происходит от греческих слов - demos (что означает «народ») и cratos (в буквальном смысле «власть народа»). Демократия – это форма политического и государственного устройства, которая основана на том, что народ представляет собой источник власти, народовластие. При демократии все права и свободы, принципы равенства граждан защищены правом. Право регулирует все существующие общественные отношения, но при этом, ни в коем случае не умаляет права и свободы граждан[1].
Единственным источником власти в России, а также носителем суверенитета, как отмечено в Конституции РФ, является многонациональный народ нашего государства. Следует вывод, что Российская Федерация является государством народовластия.
«Народовластие» это сложное слово, оно состоит из двух категорий «народ» и «власть». Каждая из составных частей является достаточно сложной и требует особого рассмотрения.
Власть фактически является возможностью управлять кем-либо или распоряжаться для того, чтобы достичь своих или чьих-то целей. Всякое общество нуждается в управлении. Поэтому власть существует в любом из них и представляет собой социальное явление. Она может проявляться в различных формах, в том числе и в виде принуждения.
Власть является одним из существенных признаков государства и поэтому возникает вместе с ним. Воля и сила являются неотъемлемыми составляющими любой власти. С помощью этой силы власть может подчинить общей воле всех граждан государства, иначе говоря, членов общества.
Народный суверенитет выражается через признание народа верховным носителем всей власти в государстве. Определяя народный суверенитет, стоит сказать о том, что при нём народ ни с кем не делит свою власть, осуществляет её независимо от социальных сил. Народ использует свою силу и волю исключительно в собственных интересах.
В России вся полнота власти принадлежит многонациональному народу. Из этого следует, что только народ РФ может претендовать на власть в Российской Федерации.
Делая вывод, можно сказать, что народовластие представляет собой свободное осуществление народом своей власти в полном соответствии с его коренными интересами и с его суверенной волей.
Демократия в зависимости от формы волеизъявления народа делится на прямую и представительную. Прямая демократия иначе называется непосредственной. Представительная демократия характеризуется как осуществление власти народа через представителей, которые избираются. Выборные представители принимают решения, выражая волю того народа, который они представляют. Полномочные представители могут выражать как волю всего народа государства, так и волю населения, которое проживает на определенной территории (ч. 2 ст. 3 конституции РФ). Нельзя говорить о том, что какой-либо один из видов демократии является более важным. Оба они равным образом важны для реализации в жизнь народовластия.
Референдум, как отмечается в Конституции РФ, является высшим непосредственным выражением власти народа. К нему примыкают и свободные выборы.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.07.2020 N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ) / Российская Федерация // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 4. -Ст. 445.
2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 (ред. 30.12.2001) года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 27. - Ст. 2710
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2020. - 800 с.
4. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ / М.В. Баглай, В.Н. Габричидзе. - М.: Инфра, 2016.- 375с
5. Габричидзе Б. Н., Елисеев В. Н. Конституционное право современной России: Учебник для вузов / В.Н. Габричидзе, В.Н. Елисеев. - М.,Норма-М, 2019. - С. 45-46
6. Государственное право РФ. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрид. Лит, 2018. - 532 с.
7. Егоров С. А. Бедна ли Россия демократическими традициями? / С.А. Егоров // Государство и право. - 2017. - № 6.
8. Зимон Г. Заметки о политической культуре в России / Г. Зимон // Вопросы философии. - 2018. -№ 2. - С. 27-32.
9. Катков Д.Б. Конституционное право России / Д.Б. Катков. - М. «Юриспруденция», 2019. - С.108
10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2021. - 520 с.
11. Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России / В.Ф. Комарова. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2018. - 208 с.
12. Нуденко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты / Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. - 2020. -№ 1. - С. 26-29
13. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии / М.Н. Марченко // Вестн. Моск.ун-та. сер.11, Право. - 2023. - №6. - С.14.
14. Мишин А.А. Конституционное государственное право зарубежных стран / А.А. Мишин. - М., «Белые альвы», 2020. - 400с.
15. Чиркин В.Е., Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2020. - 568 с.