Референдум занимает важное место в избирательной системе демократического государства, предоставляя гражданам возможность принимать решения по важным государственным вопросам, а в некоторых случаях и по международным вопросам.
Согласно ст.3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Народ, в соответствии с вышеуказанной статьей, осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления и высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Активное формирование в России правового и демократического государства обусловливают необходимость развития различных форм народовластия в целях реализации прав граждан на управление государством и на участие в решении вопросов местного значения.
Развитие институтов гражданского общества в РФ возможно осуществить посредством активного применения процедуры референдума, как одного из важнейших направлений конституционно-правовой политики Российской Федерации.
В отличие от референдума, решения, принятые народом при проведении плебисцита, обладают юридической силой и подлежат исполнению государством.
Следует отметить, что действующая Конституция РФ, равно как и конституции европейских государства не закрепляют положения, касающиеся порядка проведения плебисцита.
Сегодня практика проведения референдумов требует значительного усиления теоретических разработок в данной области, что объясняется возросшим интересом к данной области, а также большим количеством пробелов и противоречий в действующем законодательстве о референдуме.
Вышеизложенное обосновывает актуальность темы настоящего исследования.
Объектом настоящего исследования является сущность таких институтов народовластия, как референдум и плебисцит.
Предмет исследования – правовые нормы конституционного права Российской Федерации и зарубежных стран, преимущественно европейских государств, а также труды ученых-юристов в области конституционного и избирательного права.
Цель исследования - комплексное изучение сущности референдума и плебисцита.
К числу задач, необходимых для достижения вышеуказанной цели относятся:
- изучение понятия и истории возникновения референдума и плебисцита;
- раскрытие видов референдумов и плебисцитов;
- анализ особенностей зарубежного правового регулирования народного волеизъявления;
- изучение правового статуса и регулирования референдумов в РФ.
Проблемы, связанные с формированием и развитием референдумов и плебисцитов, а также правового и демократического государства в целом, были предметом многих исследований и учеными-юристами выдвигались различные точки зрения по рассматриваемым в настоящем вопросам.
Различные аспекты правового сознания и его деформация были рассмотрены в научных трудах, Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, О.Е. Кутафина, Ф.М. Рудинского и др.
В процессе проведения исследования были использованы общенаучные и специальные методы науки, такие как методы описания, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод технико-юридического анализа, а также применялись общелогические методы.
Настоящая курсовая работа состоит из двух глав, в составе первой из которых имеется два раздела, а во второй три раздела.
Глава I. Референдум и плебисцит как институт народного
волеизъявления.
- 1. Референдум и плебисцит: понятие и история
Институт народовластия в мире имеет длинную историю, начавшуюся еще до 417 года до н.э. в Древнем Риме.
Так, в Риме под референдумом (плебисцитом) понималось постановление, принимаемое собраниями плебеев, которые возник вследствие сословной борьбы между патрициями и плебеями соответственно.
Плебисцит был обязателен исключительно для плебеев, в связи с чем не подлежал утверждению Сенатом.
Позже, с принятием в 449 году до н.э. закона Валерия и Горация плебисцит стал постановлением, обязательным для всего народа, а с III века до н. э. понятие «плебисцит» заменилось понятием «закон».
Рассмотрим этапы становления институтов народовластия, ориентируясь на периодизацию, сформированную Г.В. Синцовым.
Так, Г.В. Синцов представляет следующие этапы развития референдума:
На наш взгляд представляется интересной периодизация, представленная Г.В. Синцовым:
- середина XV - середина XIX в. - появление и становление института референдума в зарубежных странах;
- конец XIX - начало XX в. - закрепление и широкое распространение института референдума в зарубежных странах;
- середина XX в. - настоящее время - утверждение референдума как формы народовластия[1].
Большинство ученых считают, что родиной референдума является не Древний Рим, а Швейцария, где народное законодательство здесь существовало еще в старинных землях в 1439 году, например, в Ури, Обвальден, Герсац и др. и ограничивалось лишь императором, которое впоследствии стало фиктивным.
Начиная с XIII - XIV в.в. на указанных землях принимались свои законы посредством собрания народных советов (мирные сходы).
Только в 1798 году в Швейцарии, после завоевания ее Францией, права граждан в части народовластия были ограничены в связи с принятием Конституции, а возрождение референдума приходится только на начало XIX века.
Так, в 1848 году референдум стал проводиться на федеральном, кантональном и коммунальном уровне, а инициатива их проведения исходила от избирателей.
В конце XIX - начале XX вв. ряд западных государств начали предусматривать возможность гражданам обращаться к референдуму, принимая не только решения по внутренним вопросам, но и по внешним[2].
В Конституции Испании предусматривалась возможность проведения референдума по вопросам, касающимся автономии национальностей и районов, ее составляющих, полного или частичного пересмотра конституции, а также политических решений, имеющих особую важность.
Позже, референдумы начали проводиться в Норвегии, США, Франции, Дании, Италии, Ирландии, Бразилии и других странах.
Что касается США, то первый референдум на территории данного государства был проведен в 1640 году.
После Первой мировой войны, вместе с демократизацией избирательного права значительно распространились все формы непосредственной демократии: референдум, народная инициатива, отзыв главы государства и др.
Проведение референдумов начало организовываться в Австрии, Чехословакии, Литве, Латвии, Греции и данное право граждан закреплялось на конституционном уровне.
Проведение референдумов не обошло и фашистскую Германию, в ходе которых ставились вопросы о присоединении Австрии, выходе из Лиги Наций и др.
После Второй мировой войны, практика использования института референдума в политической жизни и правотворческой деятельности западных стран получила новый толчок.
Например, в Швейцарии, начиная с 1843 года их было проведено более 240.
Референдум лидирует среди других институтов непосредственной демократии и находит свое закрепление в Основных законах Франции, Италии, Японии, большинства конституций земель ФРГ.
Что касается проведения референдумов в России, то для отечественной истории данный институт является относительно современным и первым периодов его развития является дореволюционный период[3].
Рассматривая понятия плебисцит и референдум, следует отметить, что данные понятия неравнозначны.