ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЗАКОННОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1.Принципы деятельности органов исполнительной власти
1.2.Особенности механизмов совершенствования системы оценки эффективности работы органов исполнительной власти субъектов федерации
ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1 Понятие и принципы судебного контроля
2.2 Особенности судебного контроля за законностью нормативно-правовых актов, издаваемыми органами исполнительной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Сложившаяся практика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти опирается на комплекс показателей, отражающих социально-экономическое развитие региона, степень удовлетворенности населения деятельностью органов исполнительной власти, как на текущий момент, так и в динамике изменений. Наблюдаются качественные сдвиги в подходе оценки органов исполнительной власти. Традиционно эффективность деятельности оценивалась исключительно суммой затраченных на их функционирование средств. С введением системы показателей основной акцент в измерении эффективности сменился на измерение реально достигнутых результатов.
Таким образом, с одной стороны, необходимость оценки эффективности органов исполнительной власти не вызывает сомнений, с другой стороны, существующие на данный момент теоретические, методические и практические разработки в данной области весьма разнообразны, что отражает сложность исследуемого явления в управлении.
Объект исследования – нормативно-правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти Российской Федерации.
Предмет исследования – анализ судебного контроля за нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Цель работы – судебный контроль за нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, задачи и основные принципы деятельности органов исполнительной власти;
- рассмотреть систему, структуру и классификацию органов исполнительной власти Российской Федерации.
- рассмотреть теоретические основы системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти;
- рассмотреть показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- предложить направления повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Степень изученности темы. Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов исполнительной власти, а также практические приемы повышения эффективности их деятельности рассматриваются в исследованиях С.М. Бардакова, О.Е. Кутафина, В.Н. Лексина, С.И. Неделько, Н.В. Постового, Ю.Ю. Суслова, А. Татаркина и др.
Проблеме повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти посвящены труды Ю.С. Зайцева, В.В. Иванова, А.И.Никишина, O.A. Ежуковой, В.С. Мокрого и др.
Теоретическая значимость исследования. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при написании научных работ, посвященных анализу становления системы органов исполнительной власти в современной России, а также изучению механизмов оценки эффективности их деятельности.
Практическая значимость исследования. Выводы и результаты исследования могут быть применены в деятельности государственных служащих, занимающихся проблемами комплексного социально-экономического развития регионов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ЗАКОННОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1.Принципы деятельности органов исполнительной власти
Судебный контроль представляет собой процедуру, осуществляемую судебными органами, с целью проверки законности и обоснованности принимаемых государственными органами и должностными лицами решений и актов.
Одной из основных функций судебного контроля является защита прав и свобод граждан, обеспечение справедливости в правосудии и поддержание законности в сфере государственного управления. Судебные органы имеют право рассматривать жалобы граждан на действия или бездействие государственных органов и должностных лиц, и признавать их незаконными, недействительными или несоответствующими требованиям закона.
Судебный контроль может выполняться как в порядке общей юрисдикции, так и в специализированных судах, которые занимаются рассмотрением конкретных категорий дел (например, административные, налоговые, конституционные суды и т.д.). В зависимости от порядка и специфики процедуры судебного контроля, судебные органы вправе обращаться к сторонам дела, проводить проверку фактов, и изучать представленные доказательства для вынесения компетентного решения.
Судебный контроль является неотъемлемым элементом любой демократической и правовой системы. Он включает в себя различные формы юридического анализа и оценки действий государственных органов и должностных лиц посредством применения законов и нормативных актов. При этом, судебный контроль предоставляет возможность проверить законность и пропорциональность принимаемых решений, а также обеспечить защиту прав и свобод граждан от незаконных вторжений и неправомерных действий со стороны государства и его органов.
Таким образом, судебный контроль является важнейшей составляющей правовой системы и гарантом соблюдения законности. Он способствует созданию справедливого и предсказуемого правопорядка, обеспечивает надлежащую защиту прав и свобод граждан, а также контролирует действия государственных органов и должностных лиц, обеспечивая их ответственность за нарушение законодательства.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июл. 1998 г. (в ред. от 03 августа 2018 г.) // Рос. Газета. 1998. 30 июля.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 21 июля 2022 г. № 70-РЗ (Кабардино-Балкарская правда. 2022. № 144 - 145) «Об управлении государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики»
Закон Кировской области от 26 февраля 2013 г. № 262-ЗО «О Контрольной деятельности Законодательного Собрания Кировской области» // Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области. 2013. № 2 (146). Ст. 5179.
Закон Сахалинской области от 18 октября 2002 г. № 366 «О контрольной деятельности Сахалинской областной Думы» (ред. от 2 ноября 2022 г.) // Губернские ведомости. 2002. № 203 (1604). 23 окт.
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 сен. 1999 г. (в ред. от 03 августа 2018 г.) // Рос. Газета. 1999. 10 окт.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. № 1567-О по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2014. - № 30 (Ч. II). - Ст. 4397.
Баглай М.В. Конституционное право России : Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 83.
Бондарь Н.С. Конституция России: стабильность и (или?) динамизм // 20-летний период развития конституционализма в России, 2013 С. 65.
Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991– 2022 гг.): Очерки теории и практики. // Н.В. Витрук.– М.:, 2022.– С. 240.
Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: учебное пособие / Н.В. Витрук. – М.: НОРМА, 2022. – С. 125.
Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2005. – С. 15.
Гребенников В.В., Л.Ю. Грудцына Будущее прецедентного права в России // Вестник РУДН. Юридические науки – 2020 - № 4 - С.99-109.
Дворцова Ж.В. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: юридическая сила и исполняемость // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - № 4. – С.34.
Дегтев Г. В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые конституционные основы. – М.: Юристъ, 2005. С. 130.
Зайцева И.В. Формы непосредственного парламентского контроля за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Дальневосточного Федерального округа): Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Владивосток, 2004. С. 39
Кокотов А.Н. Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал
Конституционное право России: Учеб. / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. − Сф. 341 − 342.
Конституционный судебный процесс: Учебник / З.К. Александрова, В.А. Кряжков, С.Э. Несмеянова; Отв. ред. М.С. Саликов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – С. 210.
Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.
Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. М.: Эдель-М, 2002. С. 299.
Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. – М., 1997. – С. 125.
Лучин В.О., Мазуров А.В. Президент – гарант Конституции// Право и политика. - 2000 - № 3 – С. 21.
Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда РФ с комментариями // С.Э.
Несмеянова.– М., 2009.– С. 24
Парламентское право России: Учебное пособие / Под редакцией Т.Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 2003. С. 352.
Полунина И.Е., Шленева Е.В. Правовой статус главы государства как гаранта Конституции Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/
российского права. - 2013. - № 5. - С.94
Рыженков A.M. Конституционное судопроизводство по жалобам граждан в субъектах Российской
Садовникова Г.Д. Парламентские процедуры: роль и значение в обеспечении представительной функции парламента // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12. С. 2 - 6.
Тлехатук А.К. К вопросу Об исполнении решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета – 2015 – Вып. 4 – С. 179-184.
Тхаркахо М.М. Основные закономерности трансформации полномочий органов конституционного контроля в зарубежных странах // Вестник Адыгейского государственного университете. – 2008. - №6. – С.88.
Чекрыга М.А. Теория и практика реализации полномочий органов государственной власти в Российской Федерации в сфере осуществления конституционного контроля. Автореф. дис. … канд. юр. наук,
Чекрыга М.А. Теория и практика реализации полномочий органов государственной власти в Российской Федерации в сфере осуществления конституционного контроля. Автореф. дис. … канд. юр. наук, Челябинск, 2014. – С.16.
Чертков А.Н., Азаров Д.В. Правовое регулирование регионального парламентского контроля, осуществляемое субъектами Российской Федерации // Адвокат. 2014. N 1. С. 59 - 63.
Чесноков А. С. Президент и правительство: модель взаимодействия при осуществлении государственной власти в Российской Федерации: моногр. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2005. − С. 70
Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. – М.: Норма:Инфра-М, 2022
Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном Суде РФ // Государство и право. - 2013. - № 7. - С. 11.
Эбзеев Б.С. Конституция и правовое государство.// Б.С. Эбзеев.– М.: Норма,2014.– С. 52.
Ястребов А.Е. Проблемы исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук – 2014 - № 5. – С. 75.
Яшина О.М. Проблемы исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Марийский юридический вестник – 2020 - № 4 – С.119 - 121