Аннотации статей:
1.Шхахутова З.З. Риски в современном обществе и их влияние на систему образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S11. - С. 46-50.
2. Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015.№6. - С135 - 140.
3.Марчук Н.Ю. Социально-профессиональные риски в образовательной среде// правление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015. - С.41-47
Конспекты
1.2. МНОГООБРАЗИЕ РИСКОВ И ФАКТОРОВ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТМОДЕРНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ
2.2. МОББИНГ КАК МАРКЕР СИСТЕМНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА? …
3.2. ДЕФИЦИТАРНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ПРЕДИКТОР ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.2. МНОГООБРАЗИЕ РИСКОВ И ФАКТОРОВ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ПОСТМОДЕРНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ
Исследователи ввели понятие «общество риска» для обозначения обществ, которые перешли в стадию позднего модернизма. Слово «риск» принято употреблять в одном из двух значений:
а) угроза, возможность опасности, неудачи, потерь;
б) готовность и поведение по преодолению опасности.
П.Я.Черных предлагает следующее определение: «Риск - это смелое предприятие, замысел, осуществляемый не столько в силу уверенности в успехе, сколько в надежде на случайность, на счастливый финал».
Если брать за основу это определение, то риск характеризуют следующие черты: неопределенность, эмоциональность, ущерб, аналитичность, значимость, взаимосвязанность,
Э. Гидденс утверждал, что современный мир структурируется рисками, созданными человеком. Этим рискам присущи следующие признаки: они обусловлены глобализацией, содержат взаимозависимые события, среда рисков институализирована, сами риски повышают риски.
Э. Гидденс ввел понятие «среда рисков». Он же выделил ее составляющие: а) опасности и угрозы, порождаемые бессознательностью модернити; б) угроза насилия над человеком, исходящая от индустриализации войн; в) угроза возникновения чувства бесцельности, бессмысленности человеческого существования.
Существуют несколько классификаций, они базируются на разных параметрах.
По роду опасности риски бывают: техногенные, природные, смешанные. По сферам проявления, риски классифицируются на: политические, экономические (коммерческие) и социальные. Также есть экологические риски, юридические, информационные, организационные (административные), профессиональные.
По прогностическим возможностям риски дифференцируют на следующие типы: непрогнозируемые, прогнозируемые. При этом прогнозируемость рисков не может составлять 100%, она носит условный характер. Возможность влиять на риски позволила разделить их на регулируемые и не регулируемые типы. По источникам возникновения различают: внешние риски, внутренние риски, риски, связанные с человеческим фактором. По критерию объективности, риски подразделяются на субъективные и объективные группы.
По параметру проявления во времени различают: постоянный риск, временный (ситуационный) риск, периодический риск, единичный риск. По частоте реализации рассматривают следующие виды рисков: высокие, средние, малые. По характеру последствий риски подразделяют на такие группы: чистые, спекулятивные.
В последние годы риски из политической, экономической и социальной сфер перешли в образовательную область.
Применительно к образовательной среде исследователи обозначают следующие типы рисков: функциональный, финансовый, физический, психологический, социальный, управленческий, риск, связанный с потерей времени.
Учитывая, что на один риск могут влиять десятки факторов, то и классификация этих факторов вызывает сложности.
Так, к смыслообразующим факторам риска, требующим учета в широкой социальной практике и, особенно в работе с детьми и подростками, исследователи относят: индивидуально-личностные, семейные, факторы риска окружающей среды.
Основным источником риска в образовательной среде ряд авторов считают авторитарный стиль общения педагога. Основными факторами риска в образовательной среде И.А. Баева считает: условия обучения, учебную нагрузку, межличностные отношения.
К факторам риска для здоровья школьников Л.А. Регуш относит уровень требований конкретных учебных предметов к возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, недоступность текстов учебников для понимания отдельными учащимися, сложность при выполнении домашних заданий.
Г.С. Абрамова предлагает разделять риски по возрастам. Так, для дошкольного возраста, она определяет следующие риски: