1. Налоговая система как экономическая база и инструмент финансовой политики. Основные концепции налогообложения: платежеспособности и выгоды получаемых благ; виды налогов и их ставок; функции налогов, возможности налогового регулирования; эффект Лаффера
Задание 2.
В таблице представлены данные о спросе на учебники в течение года.
Таблица
Ценовая эластичность спроса Объем спроса (шт.) Цена за один учебник (долл.) Выручка (долл.)
- 0 20 0
19 10 18 180
5,7 20 16 320
3 30 14 420
1,86 40 12 480
1,22 50 10 500
0,8 60 8 480
0,5 70 6 420
0,33 80 4 320
0,2 90 2 180
0,05 100 0 0
а) Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса и занесите их в таблицу.
б) Установите, при каких значениях цены, приведенных в таблице, имеет место спрос эластичный, единичной эластичности и неэластичный.
в) Определите сумму выручки за учебники при каждом значении цены; полученные данные занесите в таблицу.
г) Как влияет изменение цены на учебники на величину выручки при эластичном спросе? Почему?
Список использованных источников и литературы
Налоговая система как экономическая база и инструмент финансовой политики
Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.
Современные налоговые системы используют целый ряд принципов, среди которых: всеобщность, стабильность, равнонапряженность, обязательность, социальная справедливость, одновременность обложения.
Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:
- налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайней мере, это влияние должно быть минимальным.
- налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны.
- не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Данное положение, закрепленное в п. 4 ст. 3 НК РФ, находится в системной связи с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, устанавливающей, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов;
- налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта Российской Федерации или муниципального образования в стране, если их уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
- налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Пункт 6 ст. 3 НК РФ закрепляет принцип удобного налогообложения или ясности норм налогового законодательства, устанавливающий правило, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах для него должны быть понятны.
- максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата.
1. Бернам У. Правовая система США / Пер. с англ. А.В. Александров, В.А. Власихин, А.Л. Коновалов и др. 3-е изд. М.: Новая юстиция, 2012.
2. Бойцов Г.В., Долгова М.Н., Бойцова Г.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2009.
3. Климанов В.В., Михайлова А.А. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне // Финансы. 2011. N 2.
4. Мижинский М.Ю. Опыт государственно-правового регулирования предоставления налоговых льгот компаниям, осуществляющим НИОКР, в Германии // Финансовое право. 2012. N 10.
5. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2011.
6. Носова О.В. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год: подводим итоги и строим планы // Налоговая проверка. 2011. N 6.
7. Свистунов А.А. Проблемы построения налоговой политики государства в процессе эволюции принципов налогообложения // История государства и права. 2011. N 8.
8. Шепенко Р.А. Международные налоговые правила: диалог о принципах права // Финансовое право. 2011. N 5.
9. Яковенко Д. Состояние тяжелое, прогноз позитивный // Эксперт. 28.11.2011. N 47 (780).