Введение
Школы классического периода древнекитайской философии
1. Конфуцианство: представители и проблематика
2. Проблематика и представители даосизма
3. Школа моистов
4. Легизм
5. Школа имен
6. Натурфилософы или школа инь-ян
Заключение
ПОЧЕМУ «НАУКА, КОТОРАЯ НЕ РЕШАЕТСЯ ЗАБЫТЬ СВОИХ ОСНОВАТЕЛЕЙ, ПОГИБЛА»?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Китайская философия зарождается и складывается в период династий Шан (XVIII – XII вв. до н. э.) и Чжоу (XI – III вв. до н. э.). Своими философии корнями она уходит в мифологическое мышление.
С самого начала своего формирования древнекитайская философия обращается к вопросам, которые впоследствии различным образом рассматриваются философскими школами в качестве ведущих. Конкретные представления мифологической системы в философии Китая, особенно в период ее расцвета, приобретают все более абстрактное значение и становятся философскими категориями.
Расцвет философии Древнего Китая был связан с существенными социальными переменами в стране. В период Чуньцю (VIII – V вв. до н. э.) – Чжаньго (V – III вв. до н. э.) в Китае осуществляется переход к феодальному обществу. Этот переход оказал свое воздействие на все стороны жизни, в том числе и на мировоззрение людей. В философии переход к новому типу общества отразился как возникновение и наличие школ классического периода древнекитайской философии.
Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». В это время зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В большинстве школ того времени получила развитие практическая философия, которая была связана с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Завершение классического периода древней китайской философии в конце III века до н. э. ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.
Школы классического периода древнекитайской философии
В классический период древнекитайской философии насчитывалось шесть основных философских школ:
• Даосизм;
• Конфуцианство;
• Моизм;
• Легизм;
• Школа имен;
• Натурфилософы или школа инь-ян.
Такую классификацию дает трактат «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.).
В древности существовало мнение, согласно которому происхождение школ связывалось с родом занятий их первых представителей: конфуцианство зародилось в среде чиновников, даосизм произошел от официальных историков, натурфилософия обязана своим появлением астрономам и астрологам, легизм разработан чиновниками судебного ведомства и т. д. Однако при изучении древнекитайской философии все разнообразие школ сводят к противопоставлению даосизма и конфуцианства.
1. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. –
2. Философия: Учебник / Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.0zd.ru/filosofiya/drevnekitajskaya_filosofiya.html
3. Философия древнего мира (история философии): Учебник для студ. вузов/ Чанышев А.Н. – М.: Высшая школа, 2003. – 703 с.