1. Практическая часть
1.1 Ситуационное задание №1
Прокомментируйте стилистическую и семантическую роль предлогов в словосочетаниях. Установите дифференциальные признаки каждой из параллельных единиц. При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы (см. раздел «Стилистика служебных частей речи).
Служил во флоте – служил на флоте. Боролся во имя счастья – боролся за счастье. Пострадал через соседей – пострадал из-за соседей. Пропущен вне очереди – пропущен без очереди. Меж двумя рядами – между двумя рядами. Рассказывать о войне – рассказывать про войну. Выполнить в течение месяца – выполнить за месяц. Увеличить за счет мощности – увеличить благодаря мощности. Лекции по физике – лекции о физике. Приехать с Украины – приехать из Украины. Лекарство для головной боли – лекарство от головной боли. Увеличить против прошлого года – увеличить по сравнению с прошлым годом. Стоит у дома – стоит возле дома. Подождал с два часа – подождал около двух часов. Сгорел со стыда – сгорел от стыда – сгорел вследствие стыда.
1.2 Ответ на ситуационное задание №1
1.3 Ситуационное задание №2
В речи обнаруживаются лексемы, допускаемые системой словообразования, но не закрепленные языковой традицией. Ю.С.Степанов пишет: «В русском языке при наличии глагола «следовать» и при полной возможности образовать существительное от этого глагола со значением «тот, кто следует» с суффиксом –чик – такого существительного нет, а могло бы быть «слежчик» (ср. наводчик (прост.), сколотчик ящиков)». Эту же мысль выражает Л.В.Щерба: «Писальщик, читальщик, ковыряльщик никогда не входили и не входят еще в словарь, но могут быть всегда сделаны и правильно поняты». Встречались ли вы со случаями окказионального словообразования? Было ли оно связано с языковой игрой, неправильным пониманием словообразовательного значения морфемы или с желанием субъекта речи заполнить лакуну в языковой парадигме? При выполнении задания используйте рекомендованные источники литературы (см. раздел «Словообразовательная стилистика»).
1.4 Ответ на ситуационное задание №2
2.Тестовая часть
2.1 Содержание 10 тестовых заданий
1. Установите соответствие аббревиатур их типам:
2. Выберите из паронимов слово, соответствующее контексту (впишите пропущенные слова).
3. Страдательные причастия не образуются от глаголов (обведите кружком номер правильного ответа):
4. Варваризмами называются (обведите кружком номер правильного ответа):
5. Слова с суффиксами субъективной оценки принадлежат (обведите кружком номер правильного ответа):
6. Существительные сутки, ножницы согласуются с числительными (обведите кружком номер правильного ответа):
7. Какие элементы входят в план содержания лексической единицы: (дополните)?
8. К какому словарю вы обратитесь, чтобы уточнить форму зависимого существительного при глаголах охотиться (на кого/за кем), упрекать (за что/в чем)?
9. Впишите в определение недостающие слова:
Умолчание – это сознательная _______________ высказывания, которая порождает _________________ смысла и ведет к усилению ______________________.
10. Стилистических ошибок нет в следующем предложении (обведите кружком номер правильного ответа):
2.2 Ответы на тестовые задания
Список литературы