Введение
1 Теоретический аспект методологии исследования
1.1 Сущность общенаучных методов исследования
1.2 Характеристика методологии исследований
1.3 Статистические методы обработки результатов исследований
2 Характеристика общенаучных методов исследования
2.1 Анализ и синтез
2.2 Индукция и дедукция
2.3 Сравнение и моделирование
3 Эмпирические и теоретические методы исследования
3.1 Теоретические методы исследования в турбизнесе
3.2 Общая характеристика эмпирических методов в турбизнесе
3.3 Практика применения эмпирических методов в турбизнесе
Заключение
Список использованных источников
Современная наука – целостный динамически организованный и саморазвивающийся организм. Она насчитывает около 15 тыс. научных дисциплин, число ученых по профессии превосходит 5 млн. человек, а научная информация удваивается за каждый 10-15 лет. С развитием методов исследования конкретных естественнонаучных дисциплин фундаментальные науки – физика, химия, астрономия, биология – сформировались к середине XX в., стали «обрастать» смежными дисциплинами. Появились биохимия, геофизика, химическая физика, физическая химия, астрофизика, молекулярная биология, геохимия, астробиология, астронавтика и др.
Система наук многообразна и сложна. К общественным относят такие науки, как история, археология, экономика, статистика, демография, история государства и права, этнография и др. К естествознанию – много конкретных научных дисциплин, среди них: механика, астрономия, физика, химия, геология, география, биология, а также биохимия, биофизика, астрофизика, космология, химическая физика, физическая химия, ботаника, зоология, антропология, генетика и др. Все активнее развиваются технические науки, нацеленные не на познание, а на преобразование мира. Появились такие теоретические прикладные науки, как физика металлов, физика полупроводников, катализ, аэро- и гидродинамика, а также практические прикладные науки: металловедение, астронавтика, электроника, полупроводниковая и лазерная технология и другие. Прикладные науки нацелены на разработку способов применения знаний, полученных в фундаментальных науках для удовлетворения жизни общества. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня сделаны в XX столетии. В настоящее время происходит научно-техническая революция – наука стала ведущей силой технического прогресса, изменяя жизнь и мировоззрение людей.
Научный метод, независимо от конкретных приемов и способов исследования в разных научных дисциплинах, отражает единство всех форм знаний об окружающем мире. Исторически сложились общие требования к последовательности действий в труде; с появлением потребности получения знаний возникла потребность в анализе и оценке разных методов – методология. Можно сказать, что конкретные научные методы отражают тактику исследований, а общенаучные – стратегию.
Теории – основная форма научного знания. Теории разделяют на описательные, научные и дедуктивные. С содержательной стороны они состоит из эмпирического базиса и логического аппарата теории, а с формальной – это совокупность допущений, аксиом, постулатов, общих законов.
В описательных теориях, выделив группу явлений или объектов, формулируют общие закономерности на основе эмпирических данных. Эти теории носят качественный характер, так как не проводится логический анализ и корректность доказательств. Таковы первые теории в области электричества и магнетизма, физиологическая теория И.Павлова, эволюционная теория Ч.Дарвина, современные психологические теории и т.п. В научных теориях конструируют идеальный объект, замещающий реальный. Обычно они основаны на нескольких аксиомах, принимаемых без доказательств, из которых логически выводятся остальные положения. Часто к основным аксиомам добавляют гипотезы. Следствия теории проверяются экспериментом. Таковы физические теории, использующие логику и достаточно строгий математический аппарат. Третий тип – это дедуктивные теории. Первая из них – «Начала» Евклида (сформулирована основная аксиома, потом к ней добавлены положения, логически выведенные из нее, и все доказательства проводятся на этой основе). В таких теориях разработан специальный формализованный язык, все термины которого подвергаются интерпретации.
Цель данной работы – изучить методологию исследования и общенаучные методы исследования.
Задачи:
1. Изучить теоретический аспект методологии.
2. Дать характеристику общенаучным методам исследования.
3. Рассмотреть эмпирические и теоретические методы исследования.
Теоретической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных авторов (Д.С. Горбатов, В.П. Кохановский, А.А. Кукушкин, Г. Моосмюллер, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, А.П. Огурцов, Н.Н. Ребик, В.М. Розин, Т.Н. Савченко, М.Ф. Шкляр и др.).
1 Теоретический аспект методологии исследования
1.1 Сущность общенаучных методов исследования
Метод, что в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», а также «теория, учение», – это совокупность способов и приемов познания действительности, обусловленных особенностями объекта и предмета исследования. Точно так же, как каждому предмету труда в экономической практике наилучшим образом соответствуют определенные орудия труда, каждому предмету исследования в сфере экономической теории соответствуют свои средства познания, каковыми являются методы исследования.
К общенаучным относятся универсальные методы исследования, которые в той или иной мере использует каждая наука и каждая научная теория. Наиболее распространенными из них являются метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ, синтез, индукция, дедукция, а в общественных науках – метод единства логического и исторического.
Важнейшим методом исследования действительности, свойственным любой науке, научному мышлению вообще, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Чтобы правильно понять его сущность, надо иметь правильное представление о категориях конкретного и абстрактного.
Конкретное с научной точки зрения есть, во-первых, реальный объект, действительность во всем богатстве ее содержания. Во-вторых, оно есть отражение этой действительности, конкретное научное знание о ней, являющееся результатом чувственного восприятия и мышления. Во втором значении конкретное существует в виде системы теоретических понятий и категорий. «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно, поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления».
Абстрактное, или абстракция, есть результат абстрагирования – процесса мышления, суть которого заключается в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств реального объекта и тем самым в выделении его основных свойств, общих с другими объектами. Абстракции суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей». В качестве примеров абстракций можно назвать такие понятия как «человек» или «дом». В первом случае мышление отвлекается от таких особенностей человека, как раса, национальность, пол, возраст, во втором – от разнообразия видов домов. Такой же абстракцией является категория «экономика», так как в ней отсутствуют признаки, характеризующие множество экономических отношений, свойственных любой реальной экономике.
Основываясь на таком, научном, понимании конкретного и абстрактного можно утверждать, что объекты и явления реальной действительности всегда конкретны, а их обыденные или научные определения всегда абстрактны. Объясняется это тем, что органы чувственного восприятия человека способны охватить только отдельные стороны, свойства и отношения реальных объектов. Представить себе объект во всей его конкретности, со всеми его элементами, их внутренними и внешними связями человек может только посредством мышления, шаг за шагом продвигаясь от поверхностного восприятия к пониманию его глубинных, существенных связей. Вот почему этот процесс мышления называется восхождением от абстрактного к конкретному.
1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Д.С. Горбатов. – Самара: Издательский дом БАХРАХ – М, 2000. – 248 с.
2. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 224 с.
3. Кукушкин А.А. Теоретические основы автоматизированного управления: Основы анализа и оценки сложных систем. – Орел: ВИПС, 2008.
4. Моосмюллер Г. Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер, Н.Н. Ребик. – 2-e изд. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 200 с.
5. Наука: от методологии к онтологии / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; Отв. ред.: А.П. Огурцов, В.М. Розин. – М.: ИФ РАН, 2009. – 288 с.
6. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. Учебное пособие. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. – 280 с.
7. Нормативные и дискриптивные модели принятия решений. – М.: Наука, 2001. – 350 с.
8. Опросы «Про туризм» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://proturizm.com/blog/polls.
9. Савченко Т.Н. Математическая психология в системе гуманитарного образования / Т.Н. Савченко // Прикладная юридическая психология. – 2009. – №4. – С.55-62.
10. Турфирма «Высокий сезон» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://998242.ru.
11. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2012. – 244 с.