Введение
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ
2. ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ
2.1 Монизм Б. Спинозы
2.2 Дуализм Р. Декарта
2.3. Плюрализм Г. Лейбница
3. ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИИ: СЕНСУАЛИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ
4. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ СЕНСУАЛИЗМ ДЖ. ЛОККА: УЧЕНИЕ О ПЕРВИЧНЫХ И ВТОРИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ»
5. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ И СЕНСУАЛИЗМ ДЖ. БЕРКЛИ И Д. ЮМА
Заключение
Список литературы
Европейскую философию XVII века принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы, в борьбе между силой власти, права и денег.
Разложение феодализма, зарождение и развитие капитализма связано с прогрессом в экономике, технике, преобразованиями в социальной сфере и политике. В эпоху Нового времени блестящие европейские ученые и мыслители в свете новых представлений осмысливали различные проблемы, волновавшие умы современников – это проблемы смысла истории, власти, свободы личности, проблема Бога и мира. Человеческий опыт был провозглашен главным источником знания о природе (Ф.Бэкон), человек был признан главным орудием познания мира (Р.Декарт). Мир был объявлен познаваемым с помощью тех средств, которые были доступны человеческому разуму. Наука стала считаться той силой, которая способна изменить природу и человека, а научное знание стало восприниматься как коллективное общественное достояние.
Крупный шаг в развитии теории познания был сделан европейской философией XVII в., в которой гносеологическая проблематика заняла центральное место. Меняется сознание людей, происходит дискуссия о научном познании, которое включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. Они связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет свою специфику. Изучение процесса познания философами Нового времени является отправной точкой дискуссии о методе познания и критериях истинности знания.
В силу всего перечисленного, философия Нового времени не является тематически и содержательно однородной, она представлена различными национальными школами и персоналиями. Но, несмотря на все различия, сущность философских устремлений одна: доказать, что между фактическим и логическим положением дел существует принципиальное тождество. По вопросу о том, как реализуется это тождество, существуют две философские традиции: эмпиризм и рационализм. Для философии Нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.
1. Васильев В.В. «Высшее проникновение» новоевропейской философии // Вопр. философии. – 1997. – №1. – С.112-120.
2. Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. – М.: Мысль, 2001. – 382 с.
3. Лекторский В. Историческое познание // Свободная мысль. – 2001. – С.87-92.
4. Розов М.А. Знание как объект исследования // Вопр. Философии. – 1998. – №1. – С.91-95.
5. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов / Под. ред. В.Л.Обухова. Ю.Н.Солонина, В.П. Сальникова, В.В. Васильковой. – СПб.: Фонд «Университет», 2003. – 411 с.
6. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Под ред. А. Филатова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. – 337 с.