1. ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ
2. ЯВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. ЗАКОН
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Контрольная работа|Философия
Авторство: Kniga
Год: 2011 | Страниц: 21
1. ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ
2. ЯВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. ЗАКОН
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ
Единичное и общее – это философские категории, которые в своей взаимосвязанности выражают пропорции сходного и различного в вещах, закономерно повторяющегося и исключительно случайного в мире, стандартного и уникального в деятельности людей.
Единичное – отдельное, индивидуальное. Это философская категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей, событий, присущие им специфические индивидуальные особенности, составляющие их неповторимую качественную и количественную определенность.
Единичное есть то, что локализовано именно в этом и никаком другом фрагменте бытия и более не повторяется нигде.
Единичному присущи такие свойства как:
• несравненность;
• несводимость к другому;
• отличаемость от всякого иного.
Эти свойства не позволяют исчерпывающе отражать единичное средствами логического мышления. Единичное не поддается рациональному осмыслению и постигается через зрительные, слуховые и другие ощущения познающего единичное человека.
Чаще всего единичное фиксируют именами собственными или указательными определениями типа «этот», «здесь», «теперь». В языке науки синонимами единичного предмета считают термины «индивид», «индивидность», «индивидуальность» (от лат. individuum – неразлучный, неделимый, атом); ни с чем не сравнимое событие могут обозначить термином «сингулярность» (от лат. singularis – одинокий, единственный в своем роде).
Общее – то, что характерно для многих «одних», повторяется в разных интервалах пространства и времени, оказывается проявлением родовой сущности (идеи, закона, принципа). В противовес единичному, категория общего акцентирует наше внимание на том, что сближает и объединяет разные «одни» и противостоит тенденциям индивидуализма и изоляционизма.
При сравнивании разных предметов обнаруживается, что в каком-нибудь отношении они схожи, подобны или даже неразличимы и сводимы друг к другу. Так, например, известно, что все люди индивидуальны, но все они обладают чем-то общим, что выражается в понятии «Человек».
Такая частичная сопоставимость качеств позволяет временно отвлечься от их различий и мысленно закрепить момент их тождества в логической абстракции, то есть в понятии, которое отражает ранее сравниваемые качества, обобщение которых низвело различия между ними в рамках абстракции до сугубо количественных различий. О таком общем говорят как об «абстрактно общем».
Если абстрактное мышление способно отождествлять мыслимые предметы до абсолютной неразличимости, то вряд ли в самом мире существуют совершенно одинаковые вещи, явления, процессы.
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2. / Под общ. Ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1990. – 367 с.
2. Ильенков Э. Единичное //Философская Энциклопедия». В 5-х т. – М.: Издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1960–1970.
3. Новоселов М.М. Абстракция в лабиринтах познания (логический анализ). М.: Идея-Пресс, 2005. - 352 с.
4. Пивоваров Д.В. Единичное и общее //Философский словарь. URL: http://mirslovarei.com/content_fil/EDINICHNOE-I-OBSHHEE-5347.html (дата обращения: 22.11.2010).
5. Спиркин А. Г. Основы современной философии: Учебник для вузов. – Спб.: Издательство «Лань», 1998. – 384 с.
6. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие для вузов. Ростов-на- Дону: изд-во «Феникс», 1999. – 544 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!