Введение
1. Искусство Предвозраждения и раннего Возрождения: Джотто, Мазаччо, Донателло, Брунеллески, Боттичелли и др
2. Высокое Возрождение во Флоренции: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти и др
3. Венецианская школа живописи: Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Веронезе и др
4. Маньеризм
Заключение
Библиографический список
«Возрождение» (по-французски «Ренессанс», по-итальянски «Ринашименто») – термин, впервые введенный Джордже Вазари, архитектором, живописцем и историком искусства XVI в., для определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе. Это грандиозное культурное движение было призвано, возрождая к новой жизни античность после тысячелетнего ее забвения и оживляя лучшее в затухающем средневековье, открыть перспективы развития западной культуры Нового времени.
Культура Возрождения, связанная прежде всего с появлением в феодальном обществе буржуазии, зародилась в Италии. Термин «Возрождение» по отношению к культуре этой эпохи не случаен. Именно в Италии, на родине античности, возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Человек вновь становится главной темой искусства. От античности идет осознание того, что самой совершенной формой в природе является человеческое тело. Это не означает, конечно, что Возрождение повторяет античный период в искусстве. Как верно замечено историками искусства, следует помнить, что человечество никогда до конца не расставалось с античностью, разве только в самые глухие века варварства (VI- VIII вв.), и то, как мы знаем, в конце VIII столетия забрезжило так называемое «Каролингское возрождение», как бы ни был условен этот термин, затем «Оттоновское» конца Х-XI в. Да и высокое средневековье, готика знала и античную философию, почитая Аристотеля, и историю, и поэзию. За культурой Возрождения стоит тысячелетие средневековья, христианской религии, нового мировоззрения, породившего новые эстетические идеалы, обогатившего искусство и новыми сюжетами, и новой стилистикой. Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. Для Ренессанса характерно восприятие античности уже как далекого прошлого и потому – как «идеала, о котором можно тосковать», а не как «реальности, которую можно использовать, но и бояться» (Э. Панофски).
Античность приобретает в это время значение самостоятельной ценности. Отношение к ней становится, как верно замечено, не только и не столько познавательным, сколько романтическим, даже у такого знатока античности, как Мантенья. От античности Ренессанс стал воспринимать человека как микрокосм, «малое подобие большого космоса - макрокосмоса», во всем его многообразии. Для итальянских гуманистов главным было - направленность человека на самого себя. Человек становился открытым миру. Его судьба в большой степени находится в его собственных руках – в этом принципиальное отличие от восприятия человека в древнем мире, в котором его ценили по степени причастности к миру богов. И художник в ренессансную эпоху воспринимается прежде всего как индивидуум, как личность, как таковой.
Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины XIII по первую половину XVI столетия. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: вторая половина XIII -XIV в. - Проторенессанс (предвозрождение) и Треченто; XV в. - раннее Возрождение (Кватроченто); конец XV-первая треть XVI в. - Высокий Ренессанс (реже в науке употребляется термин Чинквеченто).
Цель контрольной работы – изучить итальянское искусство эпохи Возрождения.
Задачи контрольной работы:
1. Изучить искусство Предвозраждения и раннего Возрождения: Джотто, Мазаччо, Донателло, Брунеллески, Боттичелли и др.
2. Рассмотреть высокое Возрождение во Флоренции: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти и др.
3. Охарактеризовать Венецианскую школу живописи: Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Веронезе и др.
4. Дать общее представление о маньеризме.
1. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения / М. Алпатов. – М.: Искусство, 1976. – 287 с.
2. Арган Д. История итальянского искусства: [Пер. с итал.] / Д. Арган. – М.: Радуга. – Т. 2: Высокое Возрождение. Барокко. Искусство XVIII века. / Д. К. Арган, В. Д. Дажина, 1990. – 238 с.
3. Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто: истоки реализма в искусстве Западной Европы / М.В. Алпатов. – М.; Л.: Искусство, 1939. – 328 с.
4. Культурология: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 239 с.
5. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 607 с.
6. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / А. Н. Маркова; под ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 600 с.