Введение
Глава 1. Теоретические (исторические) и нормативно-правовые основы организации местного самоуправления
1.1. Историко-правовой анализ развития непосредственного осуществления населением местного самоуправления в России
1.2. Местное самоуправление как политико-правовой институт: проблемы функционирования
1.3. Проблемы правового регулирования полномочий исполнительных органов местного самоуправления. Формирование местной администрации в муниципальных образованиях Российской Федерации
1.4. Пути и методы совершенствования местного самоуправления
Глава 2. Взаимодействие населения и власти как фактор повышения эффективности местного самоуправления
2.1. Проблемы реализации законодательства об обращениях граждан в органы местного самоуправления
2.2. Актуальные направления оптимизации и повышения эффективности участия населения в осуществлении местного самоуправления
2.3. Проблема реализации гражданами права на местное самоуправление
2.4. Взаимодействие населения и органов местного самоуправления (на примере администрации Октябрьского района)
Глава 3. Перспективы развития деятельности Общественной приемной администрации Октябрьского района
3.1. Основные задачи, полномочия и порядок работы Общественной приемной администрации Октябрьского района. Особенности организации личного приема главы в Общественной приемной
3.2. Пути совершенствовании организации личного приема и порядка рассмотрения обращений граждан
3.3. Проблема укрепления взаимодействия прокуратуры с Общественной приемной
3.4. Предложения по организации работы с обращениями граждан, поступившими по «горячему» телефону и проведения «прямых» линий с руководителями структурных подразделений Октябрьской администрации
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Отличительной чертой нового периода развития российской государственности должен стать переход к наполнению конкретным содержанием продекларированной в Конституции Российской Федерации главной цели – строительства социального государства, способного создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.
Сложность и многогранность этой проблемы вряд ли вызывает какие-либо сомнения. Ее реализация накладывает большую ответственность на органы государственной власти и местного самоуправления.
Закрепив местное самоуправление в качестве основы конституционного строя, Конституция РФ заложила основу для формирования в России механизма развития демократии. Вместе с тем идеи и принципы, заложенные в Конституции, вступают в противоречие на стадии их реализации с реальностью. Об этом свидетельствует функционирование института местного самоуправления, как в больших городах, так и в отдельных районах города. В работе определено функциональное назначение местного самоуправления как политико-правового института, а также исследованы проблемы функционирования и развития этого института на современном этапе и предложены некоторые пути их решения.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление приоритетных форм и направлений совершенствования организации органов и институтов местного самоуправления на районном уровне (на примере Общественной приемной Октябрьского района).
Для достижения этой цели сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. Провести историко-правовой анализ развития непосредственного осуществления населением местного самоуправления в России.
2. Изучить местное самоуправление как политико-правовой институт (проблемы функционирования).
3. Сформулировать проблемы правового регулирования полномочий исполнительных органов местного самоуправления; рассмотреть особенности формирования местной администрации в муниципальных образованиях Российской Федерации.
4. Исследовать пути и методы совершенствования местного самоуправления.
5. Осветить проблемы реализации законодательства об обращениях граждан в органы местного самоуправления.
6. Исследовать актуальные направления оптимизации и повышения эффективности участия населения в осуществлении местного самоуправления.
7. Рассмотреть проблему реализации гражданами права на местное самоуправление.
8. Проследить взаимодействие населения и органов местного самоуправления (на примере администрации Октябрьского района).
9. Сформулировать основные задачи, полномочия и порядок работы Общественной приемной администрации Октябрьского района, особенности организации личного приема главы в Общественной приемной.
10. Представить пути совершенствовании организации личного приема и порядка рассмотрения обращений граждан.
11. Осветить проблему укрепления взаимодействия прокуратуры с Общественной приемной.
12. Внести предложения по организации работы с обращениями граждан, поступившими по «горячему» телефону и проведения «прямых» линий с руководителями структурных подразделений Октябрьской администрации.
Структура дипломной работы подчинена логике исследования, обусловлена целями и задачами работы и состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Норма, 2011.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 10 июня 2008 г.) // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822; 2008. – № 24. – Ст. 2790.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СПС КонсультантПлюс
4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС Гарант
5. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета. № 100. 2002. 5 июня.
6. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» // Российская газета. № 126. 1997. 3 июня.
7. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. № 140. 2002. 31 июля.
8. Федеральный закон от 11.07.2011 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. № 151. 2011. 14 июля.
9. Закон Томской области от 11.01.2007 № 5-ОЗ «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления» // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области (сб. норм. прав. актов). 25.01.2007. № 60(121).
10. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 21 июля 2005 г.) // СЗ РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3506; 2005. – № 30 (ч. 1). – Ст. 3108.
11. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 29. – Ст. 1010.
12. Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. – 1990. – № 16. – Ст. 267.
Научная литература
13. Автономов А.С. Городское самоуправление в Европе от античности до начала XX века // Проблемы местного самоуправления. – 2004. – № 1. – С. 82-83.
14. Антипьев К.А. Проблема реализации гражданами права на местное самоуправление // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 2. – С. 12.
15. Баксаляр В.В. Организация городского самоуправления в странах Европы и России // Социальные институты и процессы на третьем этапе реформирования российского общества. – Саратов, 2012. – С. 76.
16. Байнова М.С. Местное самоуправление в контексте развития Российского государства // Проблемы местного самоуправления. – 2013. – № 2. – С. 63.
17. Бондарчук Р.Ч., Прокопьев Е.В. Комментарий к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». – М., 2007. – 884 с.
18. Васильева С.В. Право граждан и организаций на обращение: нормативная модель и практика реализации // Законодательство и экономика. – 2012. – № 5. – С. 6.
19. Васильев А.В. Демократия: теоретические аспекты и практика современной России // Право и государство: теория и практика. – 2005. – № 12. – С. 4-12.
20. Выдрин И.В. Муниципальное право России. – М.: Норма, 2009. – 690 с.
21. Гражданское участие в местном самоуправлении. – М.: Авангард, 2008. – 704 с.
22. Глушко Е.К. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: постатейный комментарий // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. – Т. 2. – М., 2007. – 823 с.
23. Гулина В.В. Функциональное назначение местного самоуправления как политико-правового института // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 9. – С. 10-13.
24. Данилов Н.А. Правовое регулирование электронного правительства в зарубежных странах: Дис. на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2013. – 311 с.
25. Илюхина Е.А. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере информатизации // Правовые вопросы связи. – 2012. – № 1. – С. 7-9.
26. Коневская О.Ю. Право граждан на мирные собрания: проблемы реализации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 6. – С. 7.
27. Кузьмин М.А. Право граждан на разработку и внесение проектов муниципальных актов: проблемы нормативного регулирования и практической реализации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 1. – С. 9.
Всего 47 источников литературы