Введение
Основная часть
1 Сущность профессионального самоопределения
2 Процесс профессионального самоопределения личности в психолого-педагогической литературе
3 Психологические «пространства» профессионального самоопределения
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Начиная с определенного возраста, большинство людей оказываются включенными в ту или иную деятельность, а значительная часть юности уходит на подготовку к ней. Для этого важно не только овладеть знаниями, но и выбрать вид деятельности, в наибольшей степени соответствующий индивидуальным особенностям, а также с учетом запроса рынка труда. Это становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность.
Как показывает анализ реальных жизненных ситуаций, большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30 % находятся в состоянии ярко выраженного стресса, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности. Более половины выпускников высших и средних специальных учебных заведений в последние годы оказываются невостребованными предприятиями и организациями, вынуждены работать не по специальности.
Цель данной работы – изучить психологическую характеристику профессионального самоопределения в юности.
Объект исследования – профессиональное самоопределение.
Предмет исследования – психологическая характеристика профессионального самоопределения в юности.
Задачи:
изучить процесс профессионального самоопределения личности в психолого-педагогической литературе;
рассмотреть процесс профессионального самоопределения;
выявить психологические «пространства» профессионального самоопределения.
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы: пер. с англ. – СПб, М.: Университетская книга, 1998. – 398 с.
2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. – Киев, 1988. – 198 с.
3. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М.Т. Громкова. – М., 2003. – 415 с.
4. Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: Эксимер, 1997. – С.46-48.
5. Кирилова Н. А. Ценностные ориентации / Н.А.Климова // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С.15.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
7. Кон И. С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 254 с.
8. Коннычева Г. Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеистов: Дис…. канд. пед. наук. / Г.Г. Коннычева. – Саратов, 2001. – 143 с.
9. Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. – Ярославль: Марта, 2008. – 175 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 384 с.
11. Профессиональная ориентация учащейся молодежи / под ред. А. Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
12. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. – М., 2002. – 400 с.
13. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко. – М.: Политиздат. 1990. – 494 с.
14. Психология личности в трудах отечественных психологов / под ред. Л. В. Куликова. – СПб., 2002. – 480 с.
15. Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. – М.: Педагогика, 1991. – 122 с.