Введение
Глава 1. Теоретический аспект изучения игр и игровых приемов в процессе обучения грамоте детей с нарушением интеллекта
1.1. Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта
1.2. Обучение грамоте детей с нарушением интеллекта
Глава 2. Эмпирическое исследование сформированности грамоты детей с нарушением интеллекта
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования сформированности грамоты детей с нарушением интеллекта
2.3. Рекомендации по обучению грамоте детей с нарушением интеллекта посредством игр и игровых приемов
Заключение
Список литературы
Одна из важнейших задач педагогической теории и практики – обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и начального школьного образования при подготовке детей к овладению письменной речью [4]. Такая готовность обеспечивается планомерной работой по формированию устной речи и неречевых психических функций (мышления, памяти, восприятия, внимания, мелкой моторики). Особенно актуальна эта проблема в работе с детьми с отклонениями в речевом и умственном развитии. Практика школьного обучения показывает, что дети, посещавшие дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, тем не менее с трудом овладевают программой обучения по русскому языку. Наиболее характерными видами нарушений письма у них являются дисграфии и дизорфографии.
Цель данной работы – разработать рекомендации по использованию игр и игровых приемов в процессе обучения грамоте детей с нарушением интеллекта.
Объект исследования – обучение грамоте детей с нарушением интеллекта.
Предмет исследования – игры и игровые приемы в процессе обучения грамоте детей с нарушением интеллекта.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта.
2. Изучить обучение грамоте детей с нарушением интеллекта.
3. Проанализировать возможность применения игр и игровых приемов в процессе обучения грамоте детей с нарушением интеллекта.
4. Провести исследование, направленное на изучение сформированности грамоты детей с нарушением интеллекта.
5. Разработать рекомендации по обучению грамоте детей с нарушением интеллекта посредством игр и игровых приемов.
1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л.В.Антакова-Фомина. // Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД. – М., 1974
2. Воронкова В.В. Готовность старших умственно отсталых дошкольников к обучению грамоте // Дефектология. – 1995. – № 1. – С. 66–71
3. Воронкова В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. – 1997. – № 5. – С. 53–62.
4. Гатанова, Н.В. Развиваю мелкую моторику / Н.В.Гатанова, Е.Г.Тунина. – СПб.: Питер, 2000. – 144 с.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
6. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С.Д. Забрамная. – М., 1998. – 94 с.
7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. –112 с.
8. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка / Л.С. Занков. – М., 1988.
9. Кинаш Е.А. Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушениями интеллекта: дис. … канд. пед. наук. – М., 2003.
10. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие / под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. – СПб: ЛОИУУ, 1996. – 95 с.
11. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.