Введение
1. Теоретический аспект исследования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
1.1. Характеристика творческого воображения в старшем дошкольном возрасте
1.2. Изобразительная деятельность как средство развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте
2. Исследование сформированности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента
3. Разработка и апробация системы занятий по развитию творческого воображения посредством изобразительной деятельности
3.1. Описание системы занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
3.2. Выявление эффективности развития творческого воображения посредством изобразительной деятельности
Заключение
Список литературы
Исключительно важное место в психической жизни дошкольника занимает воображение. Многие психологи рассматривали воображение как некую детскую данность, которая по мере взросления утрачивает свою силу, так как именно в дошкольном возрасте воображение наиболее ярко и интенсивно окрашено. До сих пор проблема развития воображения является одной из наиболее спорных, а также менее разработанных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной чертой воображения является создание нового образа, своеобразный «отлет от действительности», а не простое воспроизведение известных представлений, которые характерны для процессов памяти или внутреннего плана действий [3, 260].
Особенную ценность по созданию новых образов представляет творческое воображение, так как только с помощью художественного воображения возможно создание совершенно новых предметов, явлений, ситуаций.
Цель данной работы – изучить эффективность изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Дать характеристику творческого воображения в старшем дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть изобразительная деятельность как средство развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте.
3. Провести исследование сформированности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать систему занятий по развитию творческого воображения посредством изобразительной деятельности.
5. Выявить эффективность системы занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников посредством изобразительной деятельности.
1. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 123с.
2. Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники, или пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. – 62с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 320с.
4. Бородай, Ю.П. Развитие воображения: Методические рекомендации – М.: ООО ЦГЛ «Рон», 2000. – 69с.
5. Венгер, А.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: Просвещение, 1988 – 245с.
6. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: лекции по психологии // Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 807-819.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 98 с.
8. Григорьева, Г.Г. Развиваем дошкольников в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М., 1999. – 344с.
9. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога (200 терминов) – Минск, 1998. – 660с.
10. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 – М.: Скрипторий, 2003. – 88с.
11. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 528с.
Всего 37 источников