ВВЕДЕНИЕ
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И КАТАСТРОФ
2. ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
3. ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ПАНИКА.
4. ДИНАМИКА ПСИХОГЕННЫХ РАССТРОЙСТВ, РАЗВИВШИХСЯ В ЖИЗНЕОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ.
5. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПАНИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
6. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Важным является вопрос, касающийся поведения человека в случае стихийного бедствия. К стихийным бедствиям относятся снежные бури, наводнения, смерчи, землетрясения, извержения вулканов, инфекционные и вирусные заболевания, а также укусы ядовитых животных.
Исследователи поведения людей в условиях стихийных бедствий находят четыре причины, усложняющие ситуацию.
Во-первых, в большинстве районов стихийные бедствия случаются сравнительно редко, поэтому они представляют собой событие, которое не вписывается в обычную повседневную жизнь. Кроме того, нерегулярность восприятия стихийного бедствия приводит к искаженной оценке происходящего. Поэтому опасность кажется очень отдаленной, а не реально существующей, готовой обрушиться в любой момент.
Во-вторых, человек имеет дело с проявлением природных сил, которые он не способен контролировать.
В-третьих, в случае стихийного бедствия часто необходимо менять образ жизни, место жизни, к чему люди, как правило, не готовы.
В-четвертых, в случае стихийного бедствия люди принимают не совсем адекватные решения, нежели в спокойной обстановке, на что влияет и весьма противоречивая информация о происходящем.
Для формирования той или иной поведенческой реакции на индивидуально-личностном уровне необходимо, чтобы размах стихийного бедствия превысил тот уровень, порог, выше которого, по мнению данного человека, любые формы приспособления к стихийному бедствию перестают иметь смысл. В этом случае человек начинает рассматривать и выбирать всевозможные альтернативы и останавливает свой выбор на наиболее подходящей. Если же такой возможности нет, то человек осуществляет повторную оценку возможных вариантов поведения или продолжает поиск каких-либо новых способов приспособления.
1. Введение в социальную экологию. Уч. пособие. – М.: Луч. 1993. –353 с.
2. Воздвиженский Ю.М. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. – СПб.: СПбГУТ, 1996. – 123 с.
3. Кукал З. Природные катастрофы. – М.: Знание,1985. – 240 с.
4. Лосев А.В., Проваткин Г.Г. Социальная экология. – М.: Владос. 1998. – 316 с.
5. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 280 с.