ВКР|Психофизиология

ВКР Взаимосвязь тревожности и внимания у младших школьников с ЗПР

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2019 | Страниц: 51

Цена: 2 990
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

1.1 Исследование тревожности отечественными и зарубежными психологами

1.2 Общая характеристика внимания как психического процесса

1.3 Особенности проявления тревожности у младших школьников с несформированностью высших психических функций и ее связь с вниманием

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВНИМАНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

2.1 Методы и организация исследования

2.2 Интерпретация полученных данных

2.3 Выявление взаимосвязи тревожности и внимания у младших школьников с несформированностью высших психических функций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования особенностей развития детей с несформированностью высших психических функций заключается в том, что сейчас с каждым годом увеличивается количество новорожденных детей с недостатками развития. Врачи говорят о том, что число таких детей достигает 80%. По данным специалистов количество младших школьников с несформированностью высших психических функций составляет 25% от общей численности детей.

В большинстве исследований представлены результаты изучения тревожности у взрослых и подростков, однако очень мало уделяется внимания проблемам повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста, несмотря на то, что на современном этапе развития общества данная проблема только ухудшается.

Существующие факты доказывают, что тревожность может иметь как немедленные последствия для развития младших школьников, так и оказывать влияние через длительный период времени. Тревожность у детей негативно влияет на успеваемость в школе и социальную адаптацию ребенка. Данные, подтверждающие длительность воздействия тревожности на личность, основываются на исследованиях взрослых людей, страдающих нарушениями, вызванными тревожностью.

Внимание – одна из важнейших психических функций человека, развитие которой является необходимым условием оптимального функционирования человека в познавательной деятельности. Именно с познавательной деятельностью связано обучение ребенка в школе, а от развития и организации внимания зависит качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала.

Анализ психологических исследований и практики функционирования психологических структур позволили выявить, что интерес к проблеме внимания сегодня, как и в прошлом, очень высок, о чем свидетельствует количество работ, посвященных самым различным аспектам теории и практики изучения внимания. Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев заложили основы теории психического развития ребенка, определили сущность психологических подходов к решению проблемы развития внимания. Н.Н. Ланге разработал теорию волевого внимания. Н.Ф. Добрынин описал новый вид послепроизвольного внимания, и раскрыл механизмы его происхождения. П.Я. Гальперин рассматривал внимание как действие контроля. А.Р. Лурия раскрыл механизмы, обуславливающие концентрацию и динамику внимания. Д.Н. Узнадзе разработал оригинальную концепцию внимания, сформулированную в рамках теории установки. Несформированность высших психических функций изучалась в работах Т.И. Авдеевой, О.В. Алмазовой, В. Г. Алямовской, Н. Л. Белопольской, Ю.В. Бобрик, Е. В. Ватиной, А.Д. Вильшанской, Т. А. Власовой, В.Д. Кармазиной, А. Ю. Киреевой, В. В. Кисовой, Т.В. Коротовских, К.С. Лебединской, Е.А. Макеевой, Д.Н. Мугиновой, С.Н. Троценко, У.В. Ульенковой и др.

Тем не менее, если общие закономерности развития внимания личности изучены довольно основательно, то исследований, в которых бы определялась взаимосвязь между показателями тревожности и внимания у младших школьников с несформированностью высших психических функций, практически не наблюдается. Это обусловило актуальность темы исследования.

Объект исследования – тревожность у младших школьников с несформированностью высших психических функций.

Предмет исследования – внимание у младших школьников с несформированностью высших психических функций и его взаимосвязь с тревожностью.

Цель исследования – выявить взаимосвязь тревожности и внимания у младших школьников с несформированностью высших психических функций.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие тревожности в психологии.

2. Дать общую характеристику внимания как психического процесса.

3. Рассмотреть особенности проявления тревожности у младших школьников с несформированностью высших психических функций и ее связь с вниманием

4. Эмпирически выявить взаимосвязь тревожности и внимания у младших школьников с несформированностью высших психических функций.

Гипотеза исследования состоит в том, что существует взаимосвязь между тревожностью и особенностями внимания у младших школьников с несформированностью высших психических функций: при высоком уровне тревожности у младших школьников с несформированностью высших психических функций низкие показатели концентрации и объема произвольного внимания.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

– теория психического развития ребенка (Л. С. Выготский, А.Г. Маклаков и др.);

– теоретические представления о сущности и психологических механизмах тревожности (А. М. Прихожан и др.);

– методические подходы к изучению внимания у детей младшего школьного возраста (П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.Б. Дормашев и др.)

– концепции развития эмоциональной сфере школьников с несформированностью высших психических функций (Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, А.В. Микляева и др.).

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация.

2. Эмпирические методы: психодиагностический метод с использованием комплекса методик: «Шкала явной тревожности CMAS» (в адаптации А.М. Прихожан); проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан); «Корректурная проба» (Б. Бурдон); «Расстановка чисел» (В. Богомолов).

3. Методы математической статистики: коэффициент корреляции Спирмена для определения взаимосвязи между тревожностью и вниманием у младших школьников с несформированностью высших психических функций.

Эмпирическая база: исследование проводилось на базе МКОУ Мошковская средняя общеобразовательная школа №2 Мошковского района, Новосибирской области.

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 25 детей в возрасте 9-11 лет с несформированностью высших психических функций, из них 15 мальчиков и 10 девочек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть интересны и полезны для специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста с несформированностью высших психических функций для коррекции внимания на основе знания показателей тревожности.

Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.

1. Авдеева Т.И. Развитие и коррекция межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития // Актуальные вопросы психологии. 2016. № 11. С. 4.

2. Айзман Р.И., Лысова Н.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. М.: ИНФРА-М, 2014. 352 с.

3. Алмазова О.В. Психолого-педагогическая технология коррекции нарушенного внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 13. С. 52-57.

4. Алямовская В. Г., Васильева Е. Н. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция. СПб: Питер, 2009. 212 с.

5. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Когито-Центр, 2009. 192 с.

6. Благодырь Е.М. Формирование представлений о безопасном поведении человека как предмете психологической науки // Прикладная психология и психоанализ. 2011. №. 4. С. 1.

7. Бобрик Ю.В., Науменко Д.Э. Школьная тревожность у детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения как психолого-педагогическая проблема // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2015. Т. 5. № 2 (18). С. 14-17.

8. Бурнакова К. Ю. Приемы активизации деятельности дошкольников и младших школьников на основе применения игровых технологий // Вестник научных конференций. 2017. № 5-2 (21). С. 27-28.

9. Варламова А. Я. Педагогика. Волгоград: ВолГУ, 2004. 74 с.

10. Ватина Е. В., Журавлева Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. – Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2012. – 68 с.

11. Вильшанская А.Д. Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 1. С. 18-22.

12. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 175 с.

13. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО, 2012. 1008 с.

14. Гальперин П.Я. К проблеме внимания [Электронный ресурс] // Флогистон: психология из первых рук / Ин-т практ. психологии «Иматон» и др. – URL: http://flogiston.ru/librdry/galperin_aUention (дата обращения: 15.04.2019)

15. Гиппенрейтер Ю. Б. Деятельность и внимание [Электронный ресурс] / Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А.В. Запорожца и др. // Виртуальная лаборатория когнитивной науки. URL: http://virtualcoglab.cs.msu.su (дата обращения: 15.04.2019)

16. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.

17. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания // Психологическая наука в СССР. Т.1. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. С.10-13.

18. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2002. 376 с.

19. Ермолаев О. Ю., Матюрина Т. М., Мешкова Т. М. Внимание школьника. М.: Знание, 1987. 80 с.

20. Загаинова М.Н. Психологические особенности выраженности тревожности у дошкольников с разными профилями функциональной сенсомоторной асимметрии // Вестник психофизиологии. 2016. № 2. С. 45-51.

21. Исследование развития личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. [Электронный ресурс]. URL: http://studbooks.net/1597663/psihologiya/trevozhnost_svoystvo_lichnosti_detey_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya (дата обращения: 15.04.2019)

22. Кармазина В. Д. Особенности проявления тревожности и страхов у младших школьников с ЗПР, проведение коррекционной работы // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2015. № 1 (1). С. 40-42.

23. Киреева А. Ю. Особенности поведения тревожного ребенка с задержкой психического развития в социальной среде // Синергия Наук. 2017. № 14. С. 832-837.

24. Кисова В. В., Катушенко О.А. Особенности проявления школьной тревожности у первоклассников с нормальным и задержанным темпом развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С. 297-303.

25. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Академия, 2007. 130 с.

Всего 52 источника

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское