Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы преодоления фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Рассмотрение понятия фонематические нарушения
1.2 Развитие фонематической стороны речи в онтогенезе и ее особенности у детей с общим недоразвитием речи
1.3 Обзор методов и приемов по выявлению и преодолению фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Глава 2 Практическая работа по изучению фонематических нарушений и их преодолению у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Организация исследования и описание диагностической методики по выявлению фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.2 Результаты выявления фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.3 Система логопедической работы по преодолению фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Любые нарушения речи оказывают негативное влияние на развитие ребенка и влияют на всю его деятельность, поведение и самосознание. Речевые нарушения приводят к неуверенности в себе, речевому негативу, изоляции, Важность своевременного преодоления речевых нарушений в дошкольном возрасте является основой задачей теории и практики логопедии.
У детей дошкольного возраста частым нарушением речи является общее недоразвитие, характеризующееся различными сложными речевыми нарушениями и при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы. В теоретических источниках отмечается, что общее недоразвитие речи проявляется неадекватный словарный запас, аграмматизмы, различные ошибки произношения и образование фонем. А если у ребенка есть даже небольшие отклонения в развитии фонематического восприятия, дальнейшее обучение чтению и письму будет иметь ряд существенных затруднений. Поэтому для этой категории детей требуется система комплексного формирования фонематической стороны речи.
Известно, что вторичные отклонения легче предотвратить, чем исправить уже неправильно сформированные. Поэтому в дошкольном возрасте значительно внимание необходимо обратить на коррекцию фонематических нарушений.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Проблемой выявления и преодоления фонематических нарушений занимались Р. Л. Бабушкина, Г. Г. Голубева, О. Н. Двуреченская, Е. В. Жулина, Н. И. Дьякова, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, А. И. Максаков, Е. Ф. Попова, Н. А. Седых, Г. А. Тумакова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, Г. Р. Шашкина, М. А. Шмыгун и другие. Однако, несмотря на теоретическую и практическую значимость изучения фонематических нарушений остается нерешенной проблема разработки системы дифференцированной коррекции фонематических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Как следствие нерешенности данной проблемы – отмечается недостаток практических рекомендаций по коррекции фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, что и обусловило актуальность выбранной темы.
В этой связи актуальность выбранной темы связана с разработкой и описанием логопедической работы по преодолению фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: подбор и систематизация методов и приемов логопедической работы по преодолению фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: фонематические нарушения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по преодолению фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования, по теме исследования
2. Подобрать и проанализировать методические рекомендации по выявлению и преодолению фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
3. Выявить нарушения фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и проанализировать полученные результаты.
4. Обосновать и описать систему логопедическую работу по преодолению фонематических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– теория психического развития ребенка (Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн);
– современные представления о структуре и проявлениях общего недоразвития речи (Л. С. Волкова, В. К. Воробьева, Л. Н. Ефименко, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева);
– представления о методах преодоления фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи (Р. Л. Бабушкина, Г. Г. Голубева, О. Н. Двуреченская, Е. В. Жулина, Е. Ф. Попова, Н. А. Седых, М. А. Шмыгун).
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; организационный (диагностическое обследование); интерпретационный.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранный и систематизированный методический материал может быть применен в практической деятельности логопеда, воспитателей и родителей для преодоления фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №133 комбинированного вида».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Результаты теоретического рассмотрения по проблеме исследования отражены в публикации:
1. Каменская, Т. В. К вопросу о методах и приемах логопедической работы по преодолению фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всероссийской студенческой научн.-практ. конф. с междунар. участием (г. Новосибирск, 19-21 декабря 2018 г.): в 4 частях /под ред. Г. С. Чесноковой, О. А. Энс; Мин-во обр. и науки РФ, Новосиб. Гос. Пед. ун-т, Ин-т детства. – Новосибирск: Издв-во НГПУ, 2018. – Часть 3. – 408 с.
1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям / З. Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 147 с.
2. Александрова, Т. В. Живые звуки / Т. В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.
3. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки / Н. Г. Алтухова. – СПб.: Лань, 2009. – 112 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ, 2008. – 264 с.
5. Бабушкина, Р. Л. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова; под ред. Г.А. Волковой. – СПб: КАРО, 2015. – 216 с.
6. Власенко, И. Т. Методы обследования речи у детей / И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина. – М., 2000.
7. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е. Н. Водовозова. – СПб., 1991. – 392 с.
8. Волкова, Л. С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 513-524.
9. Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов / под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1965. – 322 с.
10. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 158 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2007. – 365 с.
12. Генинг, М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2001. – 132 с.
13. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000. – 196 с.
14. Григоренко, Н. Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции / Н. Ю. Григоренко, С. А. Цыбульский. – М.: Книголюб, 2005. – 144с.
15. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. – М.: Учебная литература, 1997. – 432 с.
16. Двуреченская, О. Н. К вопросу о фонематическом недоразвитии речи / О. Н. Двуреченская, Е. В. Жулина // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 39 (81). – С. 101-108.
17. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н. В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, – 2008. – 112 с.
18. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 170 с.
19. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи / Л. Н. Ефименко. – М.: Просвещение, 1985. – 116 с.
20. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: АРТ-ЛТД, 2008. – 214 с.
21. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 279 с.
22. Козловская Г. Ю. Психология лиц с нарушениями речи / Г. Ю. Козловская. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 88 с.
23. Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: Академия, 2010. – 214 с.
24. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 2003. – 330 с.
25. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 164 с.
Всего 53 источника