ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАТУС ДИСТАНЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ
1.1 Субъект трудового права
1.2 Дистанционный работник как субъект трудового права
ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДА ДИСТАНЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ
2.1 Особенности договора о дистанционной работе
2.2 Особенности организации и охраны труда дистанционных работников
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ ДИСТАНЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ ПРАВОВОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
3.1 Роль и место средств обучения в системе правового образования
3.2 Разработка уроков по теме «Обеспечение трудовых прав дистанционных работников» для обучающихся 10-11 классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ А
На рубеже XX и XXI веков традиционное представление о трудовых отношениях меняется. Трудовые отношения становятся более гибкими и менее формализованными. Широкое распространение приобретает такая форма трудовой занятости, как дистанционный труд. Масштабы ее использования в России пока уступают западным, но по оценкам независимых экспертов к 2020 г. Россию ждет взрывной рост дистанционной занятости, каждый 5-й сотрудник компании будет работать удаленно. Совокупная экономия от этого перехода составит более 1 трлн. рублей.
Дистанционная занятость дает определенные преимущества обеим сторонам трудовых отношений. Работодатель более свободен в вопросах расторжения трудового договора и экономит на аренде офисных помещений, а работник более свободен в режиме рабочего времени и времени отдыха, которые вправе устанавливать по своему усмотрению, если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе. Дистанционный работник не находится под непосредственным контролем работодателя, получает возможность трудиться в свободном режиме, с максимальной творческой отдачей и получать за это достойное вознаграждение в виде заработной платы. Правовое регулирование дистанционного труда, закрепленное гл. 49.1 Трудового кодекса РФ , является преимущественно диспозитивным.
В то же время ряд положений этой главы является обязательным. Это относится к стандартам охраны труда и, в частности, к обязательному социальному страхованию. В этих отношениях удаленные работники не отличаются от других работников. Такой подход российского законодателя соответствует международному трудовому праву.
В юридической литературе уточняется, что хотя название этих актов связано с надомным трудом, на самом деле, как следует из понятия надомников, дающегося в ст. 1 Конвенции, речь идет как раз о дистанционных работниках, т.е. о тех лицах, которые выполняют свою работу вне помещений работодателя. Данный подход отражен и в российском праве, в ч. 3 ст. 312.1 ТК РФ, распространяющей на дистанционных работников действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, обусловленных спецификой их труда.
Цель исследования – провести анализ соотношения теории и практики применения трудового законодательства в сфере дистанционной работы, разработать уроки права, направленные на ознакомление обучающихся с трудом дистанционных работников.
Объект исследования – отношения, возникающие между дистанционным работником и работодателем.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регламентирующие обеспечение трудовых прав дистанционных работников.
Задачи исследования:
– изучить сущность понятия «субъект трудового права»;
– рассмотреть дистанционного работника как субъекта трудового права;
– определить особенности договора о дистанционной работе;
– охарактеризовать особенности организации и охраны труда дистанционных работников;
– проанализировать средства правового обучения;
– разработать уроки по трудовому праву для учащихся 10-11 классов.
Методы исследования: анализ нормативных правовых и теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в сфере трудового права дистанционных работников (Р.И. Бикметов , В.А. Васильев , Ю.В. Васильева , А.А. Гайворонская , Н. Ан. Говорова , Ю.В. Долженкова , Е. Кравченко , О.В. Моцная , К.В. Нуштайкина и другие).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что систематизированы материалы, посвященные труду дистанционных работников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные уроки могут быть использованы при ознакомлении обучающихся 10-11 классов с трудом дистанционных работников.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Во введении обоснована актуальность, определены объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе «Статус дистанционных работников» раскрыта сущность понятия «субъект трудового права» и определены особенности дистанционного работника как субъекта трудового права. Во второй главе «Документальное обеспечение труда дистанционных работников» определены особенности договора о дистанционной работе и охарактеризованы особенности организации и охраны труда дистанционных работников. В третьей главе «Изучение темы : Обеспечение трудовых права дистанционных работников правовой и педагогический аспект» раскрыты средства правового обучения в общеобразовательной школе, а также разработаны уроки по теме «Обеспечение трудовых прав дистанционных работников» для обучающихся 10-11 классов. Заключение содержит выводы по проделанной работе.
Нормативные правовые акты
1. Конвенция № 138 Международной организации труда «О минимальном возрасте для приема на работу» (Заключена в г. Женеве 26.06.1973) // [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 24.03.2019).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст. 3824.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1668.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О специальной оценке условий труда» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52 (часть I). – Ст. 6991.
7. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 148.
8. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (ред. от 29.07.2015) «Об особенностях направления работников в служебные командировки» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 42. – Ст. 4821.
9. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (ред. от 28.04.2018) «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 2). – Ст. 52.
10. Письмо Минтруда от 7 авг. 2015 г. № 17-3/В-410 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 24.03.2019).
Материалы судебной практики
11. Апелляционное определение Курганского областного суда от 11 июня 2015 г. по делу № 1534/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 24.03.2019).
12. Апелляционное определение Омского областного суда от 22 янв. 2014 г. № 33-187/2014 [Электронный ресурс]. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 24.03.2019).
13. Постановление ФАС Уральского округа от 13 марта 2012 г. № Ф09-1216/12 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 24.03.2019).
14. Решение Базарно-Карабулакского районного суда (Саратовская область) по делу 2-138/2018 от 22.03.2018 г. [Электронный ресурс] // Судебные нормативные акты РФ. – URL: http://sudact.ru/ (дата обращения 24.03.2019)..
15. Решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) № 2-1645/2018 2-1645/2018
М-737/2018 М-737/2018 от 16 мая 2018 г. по делу № 2-1645/2018 [Электронный ресурс] // Судебные нормативные акты РФ. – URL: http://sudact.ru/regular/doc/HIcY5TFYYYLX/ (дата обращения 24.03.2019).
16. Решение Исакогорского районного суда г. Архангельска (Архангельская область) № 2-369/2018 2-369/2018
М-203/2018 М-203/2018 от 10 июля 2018 г. по делу № 2-369/2018 [Электронный ресурс] // Судебные нормативные акты РФ. – URL: http://sudact.ru/regular/doc/gS4VbOsMwhdx/ (дата обращения 24.03.2019).
17. Решение Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область) № 2-267/2018 2-267/2018 (2-3304/2017)
М-3193/2017 2-3304/2017 М-3193/2017 от 3 мая 2018 г. по делу № 2-267/2018 [Электронный ресурс] // Судебные нормативные акты РФ. – URL: http://sudact.ru/regular/doc/Jlso9cIjTWY1/ (дата обращения 24.03.2019).
18. Решение Смольнинского районного суда (город Санкт-Петербург) № 2-1663/2018 2-1663/2018
М-1487/2018 М-1487/2018 от 7 июня 2018 г. по делу № 2-1663/2018 [Электронный ресурс] // Судебные нормативные акты РФ. – URL: http://sudact.ru/regular/doc/9o3EZHVyTSxO/ (дата обращения 24.03.2019).
Литература
19. Бикметов Р.И. Охрана труда дистанционных работников // Справочник кадровика. – 2013. – № 10. – С. 102-103.
20. Васильев В.А. Представительство работников нетипичной занятости // Трудовое право. – 2010. – № 3. – С. 75–80.
21. Васильева Ю.В., Шуралева С.В., Браун Е.А. Правовое регулирование дистанционной работы: проблемы теории и практики. – Пермь, 2016. – С. 91-102.
22. Васильева Ю.В., Шуралева С.В. Содержание трудового договора о дистанционной работе: теоретические аспекты // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2015. – № 2 (28). – С. 91.
23. Гайворонская А.А. Актуальные проблемы правового регулирования дистанционного труда // Актуальные проблемы права: Сборник докладов XIX научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2018. – С. 158-161.
24. Гаджиева П.Д. Концептуальные положения правового образования учащихся в условиях модернизации школы // Право и образование. – 2012. – №6. – С. 30-37.
25. Говорова Н.Ан., Долженкова Ю.В., Говорова Н.Ал. Формирование и функционирование команд в системе стратегического менеджмента. – М.: ИД «АТиСО», 2014. – 212 с.
26. Долженкова Ю.В., Сидоркина С. В. Дистанционная занятость в России: современное состояние и перспективы развития // Вестник НГУЭУ. – 2015. – № 1. – С. 156-161.
27. Дрижун И.Л. Технические средства обучения химии. – М.: Высш. шк., 2009. – 175 с.
28. Казначеева О.А., Сафронов В.В. Сущность и содержание правового образования // Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – №30-2 (декабрь). – С. 253-263.
29. Калмыков О.П. Субъективные права в трудовых правоотношениях // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2018. – Т. 9. – № 1 (33). – С. 112-123.
30. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова. – М.: НОРМА, ИНФРА-М. 2015. – 684 с.
Всего 56 источников