ВКР|Дошкольная педагогика и психология

ВКР Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2019 | Страниц: 80

Цена: 3 500
Купить работу

Введение

Глава 1 Теоретическое исследование проблемы формирования элементарных математических представлений у детей

1.1 Анализ программно-методических материалов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

1.2 Психофизиологические основы формирования элементарной математической деятельности в онтогенезе

1.3 Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Выводы по 1 главе

Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

2.1 Организация и ход исследования

2.2 Система работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

2.3 Результаты и выводы исследования

2.4 Методические рекомендации воспитателям и дефектологам по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Выводы по 2 главе

Заключение

Библиографический список

Приложение

Большое значение для развития детей дошкольного возраста имеют сформированные математические представления, которые помогут в дальнейшем в обучении в школе. Следовательно, формированию математических представлений в дошкольный период должно отводиться достаточное количество времени и они должны занимать больше место в обучении дошкольников.

Одна из важных задач воспитания – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным занятием. Это говорит о том, что при формировании математических представлений должна активно использоваться ведущая деятельность – игра, а также игровой занимательный материал. Именно это будет способствовать не только формированию математических представлений у детей, но и позволит создать интерес к дальнейшему школьному изучению математики.

Вопросы коррекции задержки психического развития в дошкольном возрасте занимаются исследователи и педагоги: Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, С.Д. Забрамная, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, И.Ф. Марковская, Е.М. Мастюкова, Г.Е. Сухарева, У.В. Ульенкова, Т.Б. Филичева, С.Г. Шевченко и другие. Данным исследователями отмечался такой факт, как недостаточно развитые и/или нарушенные психические процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера у детей с задержкой психического развития. Несмотря на интерес к вопросам коррекции задержки психического развития, в трудах и исследованиях лишь незначительная часть методических рекомендаций направлена на формирование математических представлений у данной категории дошкольников. При этом умственное развитие детей с задержкой психического развития требует активного привлечения игрового материала.

Однако, несмотря на актуальность данной темы, методические разработки, направленные на формирование математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, практически отсутствуют.

Цель исследования – изучить теоретические источники и провести экспериментальное исследование особенностей формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, по результатам которого сформулировать методические рекомендации воспитателям и дефектологам.

Объект исследования – процесс формирования элементарных математических представлений.

Предмет исследования – методы и приемы формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

– провести анализ теоретических источников по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

– на основе материалов теоретических источников определить психофизиологические основы формирования элементарной математической деятельности в онтогенезе;

– охарактеризовать особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;

– изучить исходные показатели развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;

– разработать и апробировать систему работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и выявить эффективность данной работы;

– сформулировать методические рекомендации воспитателям и дефектологам по формированию математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Гипотеза: эффективность процесса формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития повысится, если:

– он будет целенаправленным, систематическим;

– будут активно и систематически использоваться групповые и коллективные игры;

– будет использован принцип дифференциации.

Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; педагогический эксперимент, включающий, констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы математической статистики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы воспитателями и дефектологами для формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников».

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обоснована актуальность, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе на основе анализа теоретических источников представлены вопросы формирования математических представлений в дошкольном возрасте, определены психофизиологические основы формирования элементарной математической деятельности в онтогенезе, а также рассмотрены особенности формирования математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития. Во второй главе проведено исследование исходных показателей сформированности математических представлений у детей с задержкой психического развития, разработана и апробирована система работы по формированию математических представлений у данной категории дошкольников и проанализирована ее эффективность, а также разработаны методические рекомендации воспитателям и дефектологам. Заключение содержит выводы по проделанной работе.

1.1 Анализ программно-методических материалов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Математика как наука обладает уникальной возможностью интеллектуального и личностного развития ребенка. В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников закладываются основы математического мышления, сформированность которого – гарантия успешного усвоения математического содержания школьной программы в дальнейшем. К тому же изучение математики способствует формированию таких жизненно важных личностных качеств, как внимание, память, мышление, креативность, ответственность, последовательность, целеустремленность, любознательность, аккуратность. Развитое математическое мышление помогает ребенку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире.

Математическое образование и хорошо развитое логическое мышление являются ключом к успешному обучению выпускника детского сада в школе. Навыки и умения, приобретенные в дошкольном образовании, служат основой для обучения и развития навыков школьного возраста. Самое главное это умение логического мышления, умение «действовать в голове».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации. ФГОС ДО включает образовательную область «Познавательное развитие», а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» и делится на три направления:

– представления и понятия;

– зависимости и отношения;

– математические действия.

Анализ различных программ по математике в детском саду показывает, что их содержание – это, прежде всего, совершенно другой набор идей и понятий: размер, размер, форма, предмет и геометрические формы, термины и понятия о пространстве (направление, расстояние, взаимное расположение объектов в пространстве) и время (единицы времени, некоторые их особенности).

Е.А. Носова отмечает, что «каждое математическое понятие формируется поэтапно по линейно-концентрическому принципу. Различные математические понятия тесно связаны между собой. Поэтому при работе с детьми четвертого курса внимание уделяется формированию знаний в целом. Дети учатся сравнивать «контрастные» и «соседние» наборы. Позже, в группах 5-7 года знание целого становится глубже, дети сравнивают множество элементов по количеству компонентов, подразделяют целое на подмножества и устанавливают зависимости между целым и его частями и так далее».

1. Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики). – Сургут: РИО СурГПИ, 2005. – 137 с.

2. Абухова М.С. Особенности мышления младших школьников с ЗПР // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 4 (10). – С. 233-235.

3. Агаева И.Б., Кондратьева С.Ю. Особенности коррекционно-педагогической работы по профилактике вербальной дискалькулии у детей с ограниченными возможностями здоровья // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 112-116.

4. Альмяшева Г.И. Игры и упражнения, применяемые на занятиях по формированию элементарных математических представлений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/172281/

5. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Владос, 2008. – 234 с.

6. Ахмадиева И.В., Алиева Н.Ф. Использование цикла занятий по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе игры // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. – 2014. – С. 25-26.

7. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 2002. – № 5. – С. 40.

8. Баряева Л.В. Математическое развитие дошкольников с ЗПР. – СПб: Детство-Пресс, 2013. – 354 с.

9. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Когито-Центр, 2009. – 192 с.

10. Белошистая А.В. Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://odub.tomsk.ru/

11. Бененсон Е. П. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 2009. – 234 с.

12. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. – М.: В.Секачев, ИОИ, 2004. – 66 с.

13. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / под ред. Т.С. Будько; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест: Издательство БрГУ, 2006. – 46 с.

14. Василенко О.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика: Материалы IX Международной научно-образовательной конференции. – 2015. – С. 63-66.

15. Волкова Т.О. Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей ЗПР // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие инновационных моделей. – 2015. – С. 131-133.

16. Горина О.П. Реализация требований ФГОС ДО в процессе формирования математических представлений у детей 3-4 лет // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона сборник материалов Областной научно-практической конференции. – 2018. – С. 210-212.

17. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. – 275 с.

18. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М.: Педагогика, 2006. – 273 с.

19. Жексимбаева Д.М. Формирование элементарных математических представлений дошкольника // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – 2017. – Т. 1. – № 1 (7). – С. 7.

20. Захарова Р.Н., Митина Н.В. Формирование представлений о геометрической форме у дошкольников с задержкой психического развития // Образовательное пространство детства: Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 183-187.

21. Иванова О.И. Использование игрового занимательного материала математического содержания для развития мышления старших дошкольников с ЗПР // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2013. – С. 160-161.

22. Капустина Г.М. Формирование элементарных знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1998. – №2. – С. 22-29.

23. Катаева А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2001. – 224 с.

24. Кударинова А.С., Ашимханова Г.С. Развитие элементарных математических знаний у детей с задержкой психического развития через использование сюжетно-дидактических игр // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-1. – С. 55-58.

25. Кулакова Е.В. Особенности усвоения математических знаний детьми с ЗПР // Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества: сборник статей в 2 частях. – 2016. – С. 41-47.

Всего 50 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Дошкольная педагогика и психология
2012 год 65 стр.
ВКР Диагностика проявлений и причин нарушений поведения у младших школьников
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское