ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Краткая психологическая характеристика детей дошкольного возраста
1.2. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.3. Закономерности развития словарного запаса в онтогенезе
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Анализ методик диагностики словарного запаса дошкольников
2.2. Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Период дошкольного детства – очень важный этап в развитии и воспитании человека, в котором закладываются основные черты его характера, начинается становление личности, формируется система ценностей и взаимоотношений с окружающим миром.
Речь – это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людьми. Развития признакового словаря – одна из центральных задач развития речи дошкольников.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Речевая недостаточность у детей влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.
Не требует доказательств тот факт, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза – индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни. Параллельно с физическим и умственным развитием ребенка речь служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Проблема развития речи дошкольников освещена в работах А.Р. Лурия, Т.Б. Филичевой, М.М. Алексеевой, А.Н. Гвоздева, В.П. Даниленко, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, С.Н. Цейтлина, Л. П. Федоренко и др.
В контексте данной курсовой работы сделан акцент на развитии словаря детей дошкольного возраста и методиках его диагностики.
Объект исследования – словарный запас.
Предмет исследования – особенности развития и диагностики словарного запаса дошкольников.
Цель исследования – изучить особенности развития словарного запаса дошкольников и выявить методики для его диагностики.
Задачи:
1) Дать общую психологическую характеристику детям дошкольного возраста и раскрыть закономерности развития словарного запаса в онтогенезе;
2) Произвести анализ методик диагностики словарного запаса дошкольников;
3) Выявить методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ источников литературы.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Бородач, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. / А. М. Бородач. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
3. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 188 с.
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 280 с.
5. Даниленко, В.П. Лексика русского языка. Курс лекций /В.П. Даниленко. – М.: Родное слово, 2007. – 316 с.
6. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой – М: Просвещение, 1993. – 271 с.
7. Лурия, А.Р. Язык и сознание. /А.Р. Лурия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416 с.
8. Мухина, В.С. Возрастная психология. /В.С. Мухина. – М.: Академия, 2013. – 416 с.
9. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 280 с.
10. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. /А.А. Реан. – СПб: Питер, 2012. – 704 с.
11. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей /Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2002. – 164с.
12. Ушакова, О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста /О.С. Ушакова. – М.: ЛИНГВА-Центр, 2013. – 114 с.
13. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева. – М.: Просвещение, 1977 – 239с.
14. Филичева ,Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа, 1993. – 103 с.
15. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи /С.Н. Цейтлин. – М.: Владос, 2011. – 386 с.