ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Отклоняющееся поведение подростков
1.2 Сущность и виды девиантного поведения
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Понятия «идентичность», его особенности
2.2 Проблемы подростковой идентичности, и ее особенности формирования у девиантных подростков
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
3.1 Методы и организация исследования
3.2 Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования идентичности заключается в том, что она определяет жизненную позицию человека в процессе воспитания и обучения. Поэтому особенную важность имеет исследование механизмов развития идентичности в подростковом возрасте, когда в силу природных, личностных и социальных факторов у подростка может сформироваться негативная идентичность, которая выявляется в девиантном поведении. Подростковый период считается возрастом усиленного развития ценностных ориентаций, что оказывает воздействие на становление характера и личности в целом.
Изменение идентичности в жизни человека имеет непрерывный характер из-за воздействия психологических, биологических, экономических и социальных факторов. С самого раннего возраста выполнение нравственных, социальных норм для ребенка связано с давлением запретных влечений и одновременным подражанием или идентификацией с родителями, с их нравственными нормами и установками, с тем «высшим», что есть в родителях и в обществе в целом. Представленный процесс называется трансформацией идентичности. При этом подросток может стремиться к позитивной идентичности, к идеальному образу «Я» или к отрицательной идентичности, когда подростку нелегко справиться с кризисами возраста.
Исследования отклоняющегося поведения делаются в особенности востребованными в связи со определившейся в стране экономико-социальной ситуацией, высоким уровнем преступности, изменением этических норм и морально-нравственных ценностей, присущими для современного общества. Особенно остро вопрос девиантности выражается в период активного становления личности – в подростковом возрасте. В данный период совершается развитие нового уровня самосознания, подросток обретает чувство личной автономии и идентичности. Подростковый возраст является одним из особо сензитивных этапов формирования и для половой идентичности. В связи с этим, предметом нашего исследования являются психологические особенности формирования идентичности девиантных подростков.
Объект исследования – девиантное поведение в подростковом возрасте.
Предмет исследования – психологические особенности идентичности девиантных подростков.
Цель исследования – будет являться изучение психологических особенностей формирования идентичности девиантных подростков.
Гипотеза исследования: девиантным подросткам присущ мораторий идентичности, то есть состояние идентичности личности подростка, находящегося в ситуации активного проживания кризиса и поиска его разрешения, но не имеющего определенной и устойчивой системы ценностей, убеждений.
Задачи:
1. Определить психологические особенности формирования идентичности в подростковом возрасте.
2. Рассмотреть девиантное поведение и особенности его проявления в подростковом возрасте.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей формирования идентичности девиантных подростков.
4. Провести сравнительный анализ полученных результатов.
На разных этапах исследования и при решении разных его задач использовались следующие методы:
− теоретический метод – анализ литературы, конкретизация понятий, обобщение и сравнение теоретических подходов к проблеме;
− практические методы психодиагностики: тестовый метод (были использованы методики: опросник «СОП» (Склонность к отклоняющемуся поведению) А.Н. Орел, Методика изучения личностной идентичности МИЛИ (Л.Б. Шнейдер);
− методы математико-статистической обработки данных и наглядного представления результатов: среднеарифметические, ранжирование, использовалась компьютерная программа «Биостат» для подсчета по критерию U-критерий Манна-Уитни.
База исследования: МОУ СОШ № 178 Дзержинского района г. Новосибирска. В исследовании приняли участие 60 испытуемых подросткового возраста. Были сформированы две выборки испытуемых: первая выборка – контрольная, подростки, не имеющие девиаций в поведении, общей численностью 30 человек; вторая выборка – экспериментальная, подростки, имеющие девиации в поведении, общей численностью 30 человек. Средний возраст по группе 16,5 лет.
Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления особенностей формирования идентичности девиантных подростков.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций, а также коррекционно-развивающих мероприятий для детей подросткового возраста имеющих девиантное поведение.
Структура работы: введение, три главы: две теоретические и практическая, заключение, список использованной литературы. Во введении представлена актуальность рассматриваемой проблемы, цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, методы, теоретическая и практическая исследования. Первая глава посвящена теоретическому анализу психологических особенностей формирования идентичности в подростковом возрасте. Во второй главе представлены теоретические аспекты изучения девиантного поведения и особенностей его проявления в подростковом возрасте. В третьей главе представлено эмпирическое исследование особенностей формирования идентичности девиантных подростков. В выводах и заключении изложены результаты исследования.
1. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте / Л. И. Божович // Питер, 2013. – 400 с.
2. Гринфельд И. Л. Динамика процесса формирования социокультурной идентичности в подростковом возрасте / И. Л. Гринфельд // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. – М., 2004. – 198 с.
3. Гут Ю. Н. Исследование предпосылок девиантного поведения подростков / Ю. Н. Гут // Журнал «Научный результат», 2016. – С. 42-48.
4. Завалихина Р. С. Девиантное поведение как психологический феномен / Р. С. Завалихина // Журнал «Сибирский педагогический журнал». – 2014. – №3. – С. 138-143.
5. Змановская Е. В. Девиантология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская // Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
6. Змановская Е. В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения / Е. В. Змановская // Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета». – 2013. – №5(133). – С. 189-195.
7. Изотова А. В. Особенности формирования идентичности личности спортсменов в подростковом возрасте / А. В. Изотова // Молодой ученый. – 2010. – №10. – С. 248-250.
8. Киселева Е. В. Формирование социальной идентичности у современных подростков / Е. В. Киселева // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1376-1378.
9. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг // «Юрайт-М», 2012. – 145 с.
10. Косенчук Л. Ф. Сущность идентичности и основные подходы к ее исследованию / Л. Ф. Косенчук // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-identichnosti-i-osnovnye-podhody-k-ee-issledovaniyu (дата обращения 24.03.2018).
11. Кошарная Г. Б. Основные подходы к изучению девиантного поведения / Г. Б. Кошарная, Л. Н. Мордишева // Журнал «Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки». – 2012. – №1. – С. 70-80.
12. Ларионова С. О. Девиантное поведение: социальные, психологические и педагогические аспекты / С. О. Ларионова // Журнал «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». – 2012. – №21(1). – 45 с.
13. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич // Речь, 2015. – 445 с.
14. Николаева Л. В. Положительные девиации личности как фактор развития общества / Л. В. Николаева, М. М. Парусова // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1039-1041.
15. Ральникова Л. А. Девиантное поведение несовершеннолетних: Причины и проявления / Л. А. Ральникова // Научная статья по специальности «Психология». Журнал «Северо-Кавказский психологический вестник». – 2015. – С. 34-40.
16. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения / И. А. Фурманов // Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 351 с.
17. Хрусталева В. В. Особенности социальной идентичности подростков / В.В. Хрусталева. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mpsu.ru/sites/default/ files/files/pub/actual_probl_n4_14site.pdf. (дата обращения 24.03.2018).
18. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников / М. В. Шакурова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. – М., 2007. – 80 с.
19. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности / Э. Шпрангер // под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – Казань 2009. – С. 55-60.
20. Шуакбаева Б. С. Основные подходы к объяснению девиантного поведения / Б. С. Шуакбаева. – Казань: Бук, 2014. – С. 91-93.