ВКР|Психология

ВКР Взаимосвязь социометрического статуса школьников (подростков) и склонности к различным видам девиантного поведения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2019 | Страниц: 72

Цена: 3 500
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ И СКЛОННОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Социально-психологические факторы склонности к девиантному поведению подростков

1.2 Социометрические характеристики подростковой группы

1.3 Особенности взаимосвязи социометрического статуса и склонности к девиантному поведению подростков

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ И СКЛОННОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

2.1 Методика и организация исследования

2.2 Результаты исследования

2.3 Программа коррекции девиантного поведения с учетом социометрического статуса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ А РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы. Начиная с 90-х годов до сегодняшнего времени, мы наблюдаем рост числа девиантных подростков, увеличение преступности, поэтому важным представляется изучение различных социально-психологических и других факторов, приводящих к девиантному поведению. С этой целью в работе представлено изучение взаимосвязи социального статуса на девиантное поведение подростков.

Ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно-личностное общение со сверстниками, на что указывали В.В. Абраменкова, И.Ф. Шиляева и др. Взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, и во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на формирование социальных установок и его личностных особенностей. Как показывают исследования, для подростков значимыми являются различные референтные группы, которые в некоторых случаях оказывают влияние на формирование девиантного поведения. Подросток сегодня находится в непростой ситуации, в ситуации разорванных связей, когда он существует одновременно и в реальном социальном пространстве, и в виртуальном мире, формирующемся, прежде всего, такими средствами массовой информации, как телевизор и компьютер. Все это вызывает девиантное поведение у подростков.

В современной литературе широко представлены различные аспекты формирования социальной структуры, определены очевидные составляющие социального отвержения и принятия. Однако остается недостаточно изученной взаимосвязь между показателями социометрических статусов и проявлений девиантного поведения подростков.

В соответствии с этим объектом исследования является девиантное поведения подростков.

Предмет исследования – типы взаимосвязи социометрического статуса школьников (подростков) и склонности к различным видам девиантного поведения.

Гипотеза исследования: у подростков, склонных к девиантному поведению, ниже показатели социометрического статуса.

Цель работы – изучение взаимосвязи социометрического статуса школьников (подростков) и склонности к различным видам девиантного поведения.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретически исследуемые факторы, располагающие к формированию девиантного поведения у подростков.

2. Рассмотреть социометрические характеристики подростковых групп.

3. Теоретически обосновать взаимосвязь социометрического статуса и формирования склонности к девиантному поведению у подростков.

4. Организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи социометрического статуса подростков и склонности к различным видам девиантного поведения.

5. Проанализировать полученные результаты и сформулировать рекомендации по итогам исследования.

6. Разработать программу коррекции девиантного поведения с учетом социометрического статуса.

В исследовании использовался следующий комплекс методов:

1. Общенаучный метод: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных;

2. Эмпирический метод: методы психодиагностического исследования, тестирование, методы математической обработки (группировка данных по их значениям, коэффициент корреляции Спирмена).

Методики исследования:

1. «Склонность подростков к девиантному поведению» (Э.В. Леус).

2. Социометрическая методика Я.Л. Морено (модификация Н.В. Бахаревой).

База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №164».

Эмпирическую выборку составили 70 подростков (из них 35 женского и 35 мужского пола). Диапазон возрастных границ испытуемых варьировался от 13 до 14 лет.

Практическая значимость исследования: результаты исследования раскрывают особенности социометрического статуса в подростковом возрасте, и могут быть использованы в коррекционной работе с подростками по профилактике девиантного поведения с учетом знания о феномене социометрического статуса.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обоснована актуальность, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования. В первой главе «Теоретические аспекты исследования взаимосвязи социометрического статуса подростков и склонности к различным видам девиантного поведения» определена сущность и дана характеристика социометрическому статусу, проанализировано девиантное поведение подростов и на основе анализа теоретических источников определена взаимосвязь социометрического статуса с психологическими особенностями подростков. Во второй главе «Эмпирическое исследование взаимосвязи социометрического статуса подростков и склонности к различным видам девиантного поведения» представлены результаты исследования социометрического статуса и склонность подростков к девиантному поведению, а также на основе полученных результатов разработана программа коррекции девиантного поведения с учетом социометрического статуса. Заключение содержит выводы по проделанной работе.

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М.: Пер Сэ, 2015 427 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 264 с

3. Анисимова А.Н. Девиантное поведение подростков // Культура-искусство-образование материалы XXXVIII научно-практической конференции научно-педагогических работников института. Челябинский государственный институт культуры. 2017. С. 279-281.

4. Антонова И.Г., Зверева С.В. Социометрическая структура подростковых групп: индивидные и социально-психологические факторы, ее определяющие // Евразийское Научное Объединение. 2016. Т. 1. № 7 (19). С. 31-36.

5. Антонова И.Г., Зверева С.В. Социометрический статус подростков в коллективе сверстников в связи с индивидными и социально-психологическими свойствами и качествами // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 38. С. 202-210.

6. Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 1456 с.

7. Борисова И.В., Шкуратова Ю. Акцентуации характера подростков с различным социометрическим статусом // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 46. С. 74-76.

8. Варшавская Н.Е. Роль семьи в формировании социометрического статуса подростка в группе сверстников // Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 4 (5). С. 231-233.

9. Васильева Е.В. Формирование субъективной картины мира у подростков // Инновационная наука. 2017. № 6. С. 118-121.

10. Волкова С.В. Картина мира подростка из дисфункциональной семьи // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 219-221.

11. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. 1008 с.

12. Гилинский Я.И. Социальный контроль и отклоняющееся поведение. Социология девиантного поведения и социального контроля // Рубеж: Альманах социальных исследований. 1992. № 2. С. 23-31.

13. Гришина Е.В. Сравнительная характеристика переживаний безнадежности, одиночества и депрессии подростками в образовательной среде // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2018. № 2. С. 2579.

14. Гут Ю.Н. Индивидуальные особенности восприятия времени у подростков, склонных к девиантному поведению // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 21. С. 33-35.

15. Гут Ю.Н. Исследование предпосылок девиантного поведения подростков // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2. № 3 (9). С. 42-48.

16. Девиантное поведение в подростковом возрасте: основные формы и факторы // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. Сб. Ст. По материалам XI студ. Междунар. Заочной науч.-практ. Конф. – М.: «МЦНО». 2014. № 4 (11) / [Электронный ресурс] URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(11).pdf

17. Дорфман И.А. Девиантное поведение подростков как социальная проблема современного российского общества // Вестник ВЭГУ. 2015. № 3 (июнь). С. 188-194.

18. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. 141 с.

19. Жолудева С.В., Пуголовкина К.О. Особенности лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 8. С. 126-131.

20. Забабурина О.С. Особенности одиночества в подростковом возрасте // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1 (78). С. 243-245.

21. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования личности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0374/1_0374-72.shtml.

22. Зимбардо Ф. Застенчивость / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1991. 208 с.

23. Зиннуров Ф.К. Педагогическая коррекция начальной стадии девиантного поведения подростков // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 2 (16). С. 6-13.

24. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2003. – 288 с.

25. Зубова Л.В., Кириенко А.А., Назаренко Е.В. Влияние агрессивности подростков на их положение в группе сверстнков // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10 (210). С. 60-64.

26. Каубиш В. К. О факторах, определяющих девиантное поведение подростков // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии / под общ. ред. И.И. Кутько, П.Т. Петрюка. Харьков, 1996. Т.3. С. 220-221.

27. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: ТЦ Сфера, 2003. 192 с.

28. Коваленко Т.Н. Исследование факторов риска наркозависимости у студентов колледжа как основа профилактики // Вестник Орловского государственного университета: Федеральный научно-практический журнал. 2015. №5 (46). С. 105-110.

29. Коломинский Я.А. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск: ТетраСистемс, 1976. 432 с.

30. Корнеева Т.П., Евстегнеева В.Г. Взаимосвязь самоотношения подростка и его социометрического статуса в школьном коллективе // Поиск (Волгоград). 2018. № 1 (8). С. 76-79.

Всего 68 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское