ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛОВЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
1.1 Понятие межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Половая идентичность в подростковом возрасте
1.3 Особенности межличностных отношений у старших подростков с несформированностью высших психических функций
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОВЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Анализ результатов исследования половых дифференциаций межличностных отношений у старших подростков с несформированностью высших психических функций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Подростковый период – период интенсивного формирования фундаментальных качеств личности, которые не развиваются спонтанно, а только в определенных условиях.
В условиях несформированности высших психических функций личности чаще всего формируется личность, для которой характерна тревога по поводу прошлого, настоящего и будущего, эмоциональное неблагополучие, неуверенность в своих собственных силах и в своей ценности. В силу этих обстоятельств мы наблюдаем заниженную самооценку и низкие (по сравнению со сверстниками с социально нормативным поведением) притязания на признание.
Дополнительные сложности в формировании межличностных отношений возникают у подростков с несформированностью высших психических функций. С раннего детства такие дети сталкиваются с оценкой их внешности, поведения, успешности другими людьми. В результате у детей с несформированностью высших психических функций формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, маскированная депрессия.
Подростковый возраст является довольно сложным периодом в жизни человека, так как с одной стороны этот период сопровождается тревожными переживаниями, а с другой стороны имеет возможности личностного развития. Подростковый возраст часто называют критическим, прежде всего из-за высокого риска формирования аномалий характера и дисгармонии личности. Психологические механизмы нарушения поведения у подростков с несформированностью высших психических функций связаны с определенным модусом взаимодействия с реальностью.
В современном обществе все больше детей и подростов имеют несформированность высших психических функций. Ученые, которые занимались проблемами подростков с несформированностью высших психических, говорят о том, что у данной категории подростков отмечается замедление темпа психического развития (Т.И. Авдеева, А.Д. Вильшанская, Т.А. Власова, Е.В. Гребенникова, Д.В. Ефимова, Н.А. Жулидова, А.В. Зюзина, Э.Э. Ислямова, М.В. Роон, Н.С. Свечникова и др.). В связи с этим «страдает» межличностное общение. Однако практически не исследованными остались вопросы половых дифференциаций межличностных отношений у старших подростков с несформированностью высших психических функций, что обусловило актуальность данного исследования.
Объект исследования: межличностные отношения у старших подростков с несформированностью высших психических функций.
Предмет исследования: половые дифференциации межличностных отношений у старших подростков с несформированностью высших психических функций.
Цель выпускной квалификационной работы – определение половых дифференциаций межличностных отношений у старших подростков с несформированностью высших психических функций.
Гипотезой исследования является предположение, что межличностные отношения у старших подростков с несформированностью высших психических функций имеют половые дифференциации, которые выражаются в следующем:
1) для мальчиков-подростков с несформированностью высших психических функций характерен высокий уровень развития мотивов «стремление к людям» и «боязнь быть отвергнутым», при этом для девочек с несформированностью высших психических функций характерен средний уровень развития мотивов «стремление к людям» и «боязнь быть отвергнутым»;
2) для мальчиков-подростков с несформированностью высших психических функций по сравнению с девочками с несформированностью высших психических функций характерно преобладание негативных тенденций межличностных отношений с выраженными характеристиками агрессивности и подозрительности;
3) для мальчиков-подростков с несформированностью высших психических функций выше показатели психологических трудностей общения в межличностных отношениях, связанные с экспрессивно-речевыми и социально-перцептивными особенностями партнеров по сравнению с девочками-подростками с несформированностью высших психических функций.
Задачи исследования:
– изучить понятие межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии;
– проанализировать половую идентичность в подростковом возрасте;
– определить особенности межличностных отношений у старших подростков с несформированностью высших психических функций;
– провести эмпирическое исследование половых дифференциаций межличностных отношений у старших подростков с несформированностью высших психических функций;
– проанализировать полученные результаты половых дифференциаций межличностных отношений у старших подростков с несформированностью высших психических функций.
Методологическую основу исследования составляют психолого-педагогические концепции о целостности обучения и воспитания, о наличии потребности детей с несформированностью высших психических функций в самореализации личностных потенциалов, активном личностном росте и саморазвитии.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; психодиагностический метод; методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Опросник аффилиации А. Мехрабиана [31].
2. Тест межличностных отношений Т. Лири [42].
3. Опросник «Социально-психологические характеристики субъекта общения» (В.А. Лабунская) [32].
Выборка исследования: в эмпирическом исследовании принимали участие 30 старших подростков с несформированностью высших психических функций (15 девочек и 15 мальчиков) и 30 подростков с нормативным психическим развитием (15 девочек и 15 мальчиков) в возрасте 15-16 лет.
Практическая значимость работы проведенного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы в практической деятельности специалистов, работающих с подростками с несформированностью высших психических функций.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. М.: Пер Сэ, 2015. 427 с.
2. Абрамова Г. С. Общая психология. М.: Академический Проект, 2018. 496 с.
3. Авдеева Т.И. Развитие и коррекция межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития // Актуальные вопросы психологии. 2016. № 11. С. 4.
4. Андронникова О.О. Гендерная дифференциация в психологии. М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 264 с.
5. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
6. Бурнашева В.П., Сидорова Е.Э. Социометрическая диагностика как средство изучения межличностных отношений младших школьников // Научный электронный журнал Меридиан. 2018. № 3. С. 33-35.
7. Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР // Дефектология. 2005. №2. С. 160-163.
8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 215 с.
9. Воспитательная система школы: проблемы и поиски / сост. Н. Л. Селиванова. М.: Знание, 2009. 80 с.
10. Гребенникова Е.В. Межличностное общение как маркер эффективной социализации подростков с задержкой психического развития // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 1 (11). С. 26-30.
11. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М.: Владос, 1984. 316 с.
12. Долганов Д.Н. Структура системы межличностных отношений // Мир науки. 2017. Т. 5. № 1. С. 34.
13. Дуда И.В., Дударева Л.А. К вопросу о межличностных отношениях в младшем школьном возрасте // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 15. С. 8-14.
14. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. СПб.: Речь, 2010. 86 с.
15. Ефимова Д.В. Гендерные отличия проявлений толерантности у подростов с задержкой психического развития // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2018. № 7 (11). С. 87-93.
16. Жулидова Н. А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с ЗПР // Дефектология. 1981. № 4. С. 17-24.
17. Защиринская О.В. Концептуальные представления о структуре общения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 4. С. 89–98.
18. Защиринская О.В. Нарушение общения у детей и подростков с легкой умственной отсталостью: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2013. 467 с.
19. Защиринская О.В. Эмоциональный компонент невербальной коммуникации // Психология мотивации / под ред. О.А. Белобрыкиной, Н.Я. Большуновой. Новосибирск, 2015. С. 156–164
20. Зюзина А.В. Теоретические аспекты становления личности подростков с задержкой психического развития в структуре межличностных отношений // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 4-4. С. 57-60.
21. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2010. – 576 с.
22. Ислямова Э.Э. Развитие словесно-логического мышления младших школьников с ЗПР в процессе работы над арифметической задачей // Теория и практика современной науки. 2017. № 6 (24). С. 350-353.
23. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. Минск: ООО «ФУАинформ», 2003. 312 с.
24. Кулагина И.Ю., Колюцкий И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
25. Куницына В. Н. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2017. 544 с.
Всего 52 источника