Введение
Глава 1. Теоретические основы организации деятельности аварийно-спасательных служб на территории муниципального образования
1.1. Правовое регулирование организации деятельности аварийно-спасательных служб
1.2. Характеристика аварийно-спасательных служб
Глава 2. Анализ опыта организации деятельности аварийно-спасательных служб (на примере муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области)
2.1. Общая характеристика муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области
2.2. Анализ деятельности аварийно-спасательных служб и отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации муниципального образования «Наримановский район»
2.3. Проблемы и пути решения деятельности аварийно-спасательных служб муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области
Заключение
Библиографический список
Аварийно-спасательные службы (АСС), в том числе созданные организациями, эксплуатирующими либо обслуживающими опасные производственные объекты (ОПО), а также спасатели и граждане, приобретающие статус спасателя, обращаются с заявлениями по своей аттестации в соответствующие комиссии. Однако, опираясь на существующую нормативно-правовую базу, регулирующую организацию деятельности АСС на территории муниципального образования, не всегда удается найти обоснованные решения.
В отличие от аварийно-спасательных формирований (АСФ), создаваемых на объектовом уровне, АСС, как правило, создаются на уровне организаций или вышестоящих органов управления (например АСС ОАО «МОЭСК», АСС ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»). По сравнению с большим количеством АСФ, действующих в топливно-энергетическом комплексе, количество АСС, напротив, мало. Например, в аттестационную комиссию ОАК ТЭК 16/2–1 Минэнерго России за последние 5 лет по поводу аттестации обратились лишь несколько структур, имеющих статус АСС.
Невостребованность АСС можно объяснить следующими причинами:
- законодательство не содержит обязательного требования создания АСС в органах управления и организациях, учредивших в своем составе несколько АСФ;
- в системе управления чрезвычайными ситуациями (ЧС) функционируют установленные законодательством органы управления, в том числе органы РСЧС, а полномочия органов управления АСС в системе управления ЧС законодательством не установлены;
- законодательство не лишает самостоятельности и не обязывает АСФ, входящие в состав АСС, выполнять аварийно-спасательные работы с участием АСС;
- существуют затруднения, с которыми сталкиваются АСС при заключении договоров на обслуживание ОПО.
При таком наличии проблем невольно возникают вопросы: не является ли АСС в системе управления ЧС инородной структурой, и насколько такая структура необходима на территории муниципального образования.
Цель работы – изучить организацию деятельности аварийно-спасательных служб на территории муниципального образования.
Объект исследования – организация деятельности аварийно-спасательных служб.
Предмет исследования – специфика организации деятельности аварийно-спасательных служб на территории муниципального образования.
Задачи:
- изучить правовое регулирование организации деятельности аварийно-спасательных служб;
- дать характеристику аварийно-спасательных служб;
- охарактеризовать муниципальное образование «Наримановский район» Астраханской области;
- проанализировать деятельность аварийно-спасательных служб и отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации муниципального образования «Наримановский район».
Методы исследования: анализ теоретических источников и нормативных правовых актов; сравнение; систематизация; обобщение.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, методы исследования, сформулированы цель и задачи курсовой работы.
В первой главе «Теоретические основы организации деятельности аварийно-спасательных служб на территории муниципального образования» раскрыто правовое регулирование организации деятельности аварийно-спасательных служб, дана характеристика аварийно-спасательных служб.
Во второй главе «Анализ опыта организации деятельности аварийно-спасательных служб (на примере муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области» дана общая характеристика муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области, а также представлены результаты анализа деятельности аварийно-спасательных служб и отдела по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям администрации муниципального образования «Наримановский район»
В заключении приведены выводы по курсовой работе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Правовое регулирование организации деятельности аварийно-спасательных служб
Одной из основных проблем государства и общества является создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей его территории, как в мирное, так и в военное время. В Российской Федерации об этом свидетельствует основные положения Конституции Российской Федерации. Развитие этих конституционных положений нашли отражение в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах соответствующих федеральных органов исполнительной власти:
1. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» .
2. Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» .
3. Федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» .
4. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» .
5. Постановление Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» .
6. Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» и т.д.
Роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы соответствующих организационных структур. В России на всех уровнях сформированы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они являются составной частью РСЧС. Важная роль принадлежит государству также в создании специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций .
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. О гражданской обороне: федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 7. – Ст. 799.
3. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 35. – Ст. 3648.
4. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3503.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ [ред. от 06.02.2019] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
6. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 29.11.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 2. – Ст. 121.
7. О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя: постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 (ред. от 27.04.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 2. – Ст. 280.
8. О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1007 (ред. от 20.09.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №46. – Ст. 5949.
9. О государственной программе «Охрана окружающей среды Астраханской области»: постановление Правительства Астраханской области от 19.09.2014 № 389-П // Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nat.astrobl.ru/document/3564 (Дата обращения: 01.06.2019).
10. О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Наримановский район» от 12.11.2010 № 885 «Об аварийно-спасательных службах муниципального образования «Наримановский район: постановление администрации муниципального образования «Наримановский район» от 27.06.2012 №597 // Муниципальное образование «Наримановский район» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://narimanov.astrobl.ru/site-page/arhiv-normativnyh-pravovyh-aktov (Дата обращения: 01.06.2019).
11. Об утверждении муниципальной программы «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Наримановского района Астраханской области на 2016-2018 годы»: постановление администрации муниципального образования «Наримановский район» № 2032 от 13.11.2015 // Муниципальное образование «Наримановский район» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://narimanov.astrobl.ru/npa_2015/194?page=7 (Дата обращения: 01.06.2019).
12. Масаев, В. Н. Основы организации и ведения аварийно-спасательных работ: Спасательная техника и базовые машины / В. Н. Масаев, О. В. Вдовин, Д. В. Муховиков. – Железногорск: Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. – 179 с.
13. Местоположение // Муниципальное образование «Наримановский район» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://narimanov.astrobl.ru/section/mestopolozhenie (Дата обращения: 01.06.2019).
14. Мирошниченко А.А., Ольшанская С.А. Актуальные проблемы взаимодействия противопожарной АС с другими подразделениями пожарной охраны // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. – 2018. – № 1 (33). – С. 31-34.
15. Монахов П.А., Водянник И. А., Синицын С. С., Гарбар М. И. Нештатные аварийно-спасательные формирования в нефтяной отрасли. – Брянск: ООО «Новый проект», 2011. – 334 с.
16. Монахов П.А. Рекомендации для законодательного урегулирования некоторых вопросов создания, аттестации и деятельности аварийно-спасательных служб // Технологии гражданской безопасности. – 2018. – Т. 15. – № 2 (56). – С. 52-57.
17. Монахов П.А. Управление чрезвычайными ситуациями в топливно-энергетическом комплексе. – Брянск: ООО «Новый проект», 2017. – 714 с.
18. Монахов П.А. Управление чрезвычайными ситуациями в ТЭК. – Брянск: ООО «Новый проект», 2016. – 600 с.
19. Отчет об итогах социально-экономического развития Наримановского района за 2018 год // Муниципальное образование «Наримановский район» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://narimanov.astrobl.ru/section/otchyoty-i-doklady-glavy-rayona (Дата обращения: 01.06.2019).
20. Фральцова Т.А., Монахов П.А. Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей // Технология гражданской защиты. – 2014. – № 4. – С. 14-19.