Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения муниципального строительного контроля и надзора
1.1. Понятие надзора и контроля
1.2. Нормативно-правовое регулирование строительного контроля и надзора
Глава 2. Анализ практики организации муниципального строительного контроля и надзора (на примере городского округа Ступино Московской области)
2.1. Общая характеристика Ступинского городского округа
2.2. Характеристика строительной сферы
2.3. Муниципальный строительный контроль и надзор в деятельности администрации Ступинского городского округа
2.4. Проблемы организации муниципального строительного контроля и надзора и пути их решения
Заключение
Библиографический список
Специфика строительства обусловлена большим разнообразием сооружаемых объектов. К их числу относятся: промышленные, жилищно-гражданские, социально-бытовые, транспортные, сельскохозяйственные, мелиорации и водного хозяйства, магистральных трубопроводов, линий электропередачи. Процесс строительства объединяет деятельность общестроительных и специализированных предприятий, проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций, предприятий стройиндустрии в составе строительных объединений, контролирующих и надзорных органов. Продукцией строительства являются вводимые в действие и принятые в установленном порядке производственные мощности и объекты непроизводственного назначения.
В связи с тем, что процесс строительного производства формируется под влиянием большого количества организационных, научно-технических, экономических, производственных, природно-климатических и других факторов, этот процесс представляет собой сложную вероятностную систему с динамичным характером развития. Процессу создания строительной продукции, соответственно, присущи риски чрезвычайно широкого круга сфер человеческой деятельности: экономические, политические, технические, юридические, природные, социальные, производственные риски и т.д.
В настоящее время вопросы регулирования контрольно-надзорной деятельности российского государства приобрели особую актуальность. С одной стороны, рыночные отношения достигли такого уровня, когда необходимость государственного и муниципального контроля и надзора в различных сферах общественной жизни сомнений уже не вызывает, а методы, содержание, объем и пределы контроля и надзора нуждаются в четкой правовой регламентации. С другой стороны, условия экономического кризиса требуют оперативного реагирования на меняющиеся общественные запросы. При этом необходимо согласовать различные цели – стимулирование общественного развития и обеспечение наполняемости государственного и муниципального бюджета.
Цель работы – разработать рекомендации по совершенствованию организации муниципального строительного контроля и надзора.
Объект исследования – муниципальный строительный контроль и надзор.
Предмет исследования – формы и способы организации муниципального строительного контроля и надзора.
Задачи:
- изучить понятие надзора и контроля;
- проанализировать нормативно-правовое регулирование строительного контроля и надзора;
- дать общую характеристику Ступинского городского округа;
- дать характеристику строительной сферы Ступинского городского округа;
- проанализировать муниципальный строительный контроль и надзор в деятельности администрации Ступинского городского округа.
Методы исследования: анализ теоретических источников и нормативных правовых актов; сравнение; систематизация; обобщение.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении определены цели, задачи, объект, предмет курсовой работы.
В первой главе «Теоретические основы изучения муниципального строительного контроля и надзора» рассмотрены основные понятия, структура и виды контроля и надзора, а также проблемы соотношения данных понятий.
Во второй главе «Анализ практики организации муниципального строительного контроля и надзора (на примере городского округа Ступино Московской области)» дана общая характеристика Ступинского городского округа и проведен анализ муниципального строительного контроля за комплексной застройкой и качеством строительства на территории Ступинского муниципального района.
В заключении определены проблемы муниципального строительного контроля и надзора, а также разработаны пути к их решению.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА
1.1. Понятие надзора и контроля
Проводимая реформа государственного управления связана не столько с укреплением единства государственной власти, сколько с обеспечением системности и эффективности контрольной и надзорной деятельности. В связи с этим в современных переходных условиях особая актуальность отдается исследованию всех правовых институтов, которые являются необходимыми в формировании демократического, социального, правового государства. В юридической литературе отдается приоритет анализу государственного контроля и надзора как обязательных составных элементов сферы государственного управления.
В.В. Алексеев и З.В. Вдовенко отмечают, что «на современном этапе государственный контроль – это деятельность соответствующих органов и их должностных лиц. Данный вид деятельности тесно связан и с иными государственными функциями, он является неотъемлемым элементом функции государственного управления. С другой стороны, сущность контроля состоит в самостоятельной функциональной деятельности органов государства, выражающаяся в сознательной, целенаправленной, положительно организующей деятельности творческого характера» .
В наиболее распространенном юридическом значении, как указывают А.В. Петров и А.Е. Епифанов, «контроль – это сфера государственной деятельности, осуществляемой органами государственного контроля и государственной власти, чья задача сводится к контролю за исполнением законов. При этом необходимо учитывать: государственный контроль может быть оправдан, если он осуществляется для обеспечения интересов общества и соблюдения нормативных предписаний и эталонов, а также может достичь поставленных перед ним целей» .
К.О. Анисимовой государственный надзор характеризуется как «функция специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неукоснительным соблюдением предписаний законов, других нормативно-правовых актов, которая реализуется по критериям подведомственности определенными органами касаемо конкретных юридических или физических лиц» .
Выделяют такие виды надзора – прокурорский и административный. При определении сущности надзора за основу берется прокурорский надзор как вид надзорной деятельности. Данный выбор связан с тем, что он характеризуется как типовая форма юридической деятельности специально созданного органа надзора – прокуратуры. Иные надзорные органы осуществляют надзорную деятельность только по определенным направлениям в пределах своей компетенции, тогда как прокурорский надзор обладает универсальным характером. Основная цель прокурорского надзора – соблюдение Конституции РФ, исполнение законов и законность принимаемых правовых актов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ [ред. от 25.12.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 1 (часть 1). - Ст. 16.
3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ [ред. от 18.03.2019] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – №52 (ч. 1). – Ст. 6249.
4. О саморегулируемых организациях: федер. закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ [ред. от 03.08.2018] // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 49. – Ст. 6076.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ [ред. от 06.02.2019] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
6. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: федер. закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ [ред. от 02.07.2013] // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 1. – Ст. 5.
7. О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства: постановление Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 26. – Ст. 3365.
8. О принятии муниципального нормативного правового акта «Положение о муниципальном строительном контроле за комплексной застройкой и качеством строительства на территории Ступинского муниципального района»: решение Совета депутатов Ступинского муниципального района МО от 17.02.2011 №218/17 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/494647167 (Дата обращения: 01.06.2019).
9. Алексеев В.В. Государственный контроль и надзор в современной России / В.В. Алексеев, З.В. Вдовенко// Успехи в химии и химической технологии. – 2015. – № 5. – С. 11.
10. Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения / К.О. Анисимова // Научный вестник Крыма. – 2018. – № 4 (15). – С. 12.
11. Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России // Межвузовский сборник научных статей. Directmedia. 2015. С. 466.
12. Городской округ Ступино Московской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.stupinoadm.ru/ (Дата обращения: 01.06.2019).
13. Никонова Ю.Ш. Совершенствование системы принципов государственного контроля (надзора) в условиях реформирования контрольно-надзорной деятельности / Ю.Ш. Никонова // Оригинальные исследования. – 2018. – Т. 8. – № 4. – С. 27.
14. Отчет о работе отраслевых (функциональных) органов за 2017 г. Управление строительства // Городской округ Ступино Московской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.stupinoadm.ru/organy-vlasti/administratsiya/otchety-o-rabote/ (Дата обращения: 01.06.2019).
15. Отчет о работе отраслевых (функциональных) органов за 2018 г. Управление строительства // Городской округ Ступино Московской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.stupinoadm.ru/organy-vlasti/administratsiya/otchety-o-rabote/ (Дата обращения: 01.06.2019).
16. Петров А. В. Юридическая природа государственного контроля и надзора / А.В. Петров, А.Е. Епифанов // Журнал российского права. – 2013. – № 7. – С. 40.
17. Строительство // Городской округ Ступино Московской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.stupinoadm.ru/ekonomika/stroitelstvo/ (Дата обращения: 01.06.2019).