Введение
1 Теоретические аспекты социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению
1.1 Сущность и характеристика социально-психологической адаптации
1.2 Проблемы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению
1.3 Этапы и уровни социально-психологической адаптации студентов к обучению
Список использованных источников
Поступая в высшее учебное заведение, студентам не избежать знакомства и общения с новым коллективом.
Значительные социально-экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование технологических процессов производства, стремительная информатизация общества – все это породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней. Однако большая часть современной молодежи испытывает затруднения, связанные с социальной адаптацией изменяющейся действительности. Именно поэтому социально-психологические адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки является актуальной.
Таким образом, важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.
Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Проблемы адаптации изучали в своих исследованиях Э. Эриксон, А. Адлер, Э. Фромм, А. Маслоу, Л.С. Выготский, Ф.Б. Березин. С.Н. Тригорлый. М.А. Андросов, Н. М. Заяц, Р. В. Опарин, Т.Ю. Волгина, Н.Н. Заболоцкая, Ю. Г. Заболоцкая, Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация личности.
Предмет исследования: специфика социально-психологической адаптации студентов-первокурсников с разным местом жительства
Цель – выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать процессы социальной адаптации в трудах отечественных и зарубежных психологов.
2. Рассмотреть Проблемы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению.
3. Изучить Этапы и уровни социально-психологической адаптации студентов к обучению.
4. Исследовать уровень социально-психологической адаптации в условиях студенческой среды.
1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма / Н.А. Агаджанян. М. : ФиС, 1982. 176 с.
2. Алехина Е.Г. Тьюторство как фактор формирования учебной мотивации и социально-психологической адаптации первокурсников / Е.Г. Алехина, В.А. Мисюркеев // СМАЛЬТА. 2017. № 6 (ноябрь). С. 47-54.
3. Березин Ф. Б. Некоторые аспекты психической и психофизиологической адаптации человека / Ф. Б. Березин // Психическая адаптация человека в условиях Севера. Владивосток, 1980. С. 4-44.
4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь : теория и практика / А.Ф. Бондаренко. М. : Независимая фирма «Класс», 2001. 336 с.
5. Буравцова Н.В., Коваленко В.И. Мотивация учебно-познавательной деятельности студентов первого курса / Н.В. Буравцова, В.И. Коваленко // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 13-15.
6. Вагапова Н. А. Саморегуляция и самоуправление как базовые механизмы социальной адаптации личности / Н.А. Вагапова // Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 3. С. 73-78.
7. Волгина Т. Ю. Адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе: трудности, проблемы, пути их решения [Электронный ресурс] / Т.Ю. Волгина // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». Режим доступа : www.omsk.edu
8. Горчакова А.А. Особенности процесса адаптации студента к учебно-профессиональной деятельности / А.А. Горчакова // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 6 (88). С. 88-90.
9. Дмитриенко С.А. Формирование навыков адаптации к профессиональной деятельности / С.А. Дмитриенко // Среднее профессиональное. 2007. № 2. С. 38-41.
10. Елгина Л. С. Социальная адаптация студентов в вузе / Л.С. Елгина // Вестник Бурятского госуниверситета. 2010. № 5. С. 162-166.
11. Заболотская Н. Н. Факторы учебной среды и механизмы адаптации студентов-первокурсников / Н. Н. Заболотская, Ю. Г. Заболотская // Медицина, ветеринария и фармацевтика – теоретическая медицина. Выпуск 3. Том 48. Одесса, 2013. С. 45-49.
12. Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И. Зотова, И.К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. : Наука, 1979. С. 219-232.
13. Колобков В.Ф. Моделирование системы профессиональной адаптации студентов средних специальных учебных заведений / В.Ф. Колобков. М.: ИПР СПО, 2015. 134 c.
14. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах / Я.Л. Коломинский // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 124-128.
15. Корякина И. В. Адаптация студентов ссузов к учебно-профессиональной деятельности / И.В. Корякина // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 170-172.
16. Крылова А. В. Депривация у студентов-первокурсников в условиях смены культурно-образовательной среды / А. В. Крылова, Т. Д. Дубовицкая // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Обнинск : ГУ ВШЭ, 2011. Т. 8. № 2. С. 121-129.
17. Кулагина И.В. Особенности психологической адаптации на ранней стадии профессионализации молодежи / И.В. Кулагина, С.Ю. Рейдер // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 3 (30). С. 66-70.
18. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под ред. М.М. Кашапова. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – 428 с.
19. Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление / И.А. Милославова // Социальная психология и философия. 1973. № 2. С. 111-120.
20. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. М. : Эксмо, 2010. 368 с.
21. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека: теоретический и эмпирический анализ ключевых проблем психологии социализации / С.И. Розум. СПб. : Речь, 2009. 364 с.
22. Салахутдинова Е. С. Педагогическое сопровождение адаптации студентов в учебной группе : дисс. … канд. пед. наук / Е.С. Салахутдинова. Кострома, 2014. 258 с.
23. Смирнов А.А. Психология вузовской адаптации / А.А. Смирнов, Н.Г. Живаев. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 115 с.
24. Соловьев В. Н. Успеваемость студентов как один из показателей адаптации к образовательному процессу в вузе / В. Н. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 3. С. 21-22.
25. Степанова О. П. Психическая адаптация и психологическое сопровождение студентов-первокурсников на начальных этапах обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / О.П. Степанова. СПб., 2002, 192 с.
26. Тригорлый С.Н. Психофизиологическая адаптация студентов высших учебных заведений: автореф. дис. канд. мед. наук. 03.00.13 / С. Н. Тригорлый. М., 2005. 25 с.
27. Хартманн X. Эго-психология и проблема адаптации / X. Хартманн. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. 196 с.
28. Ходорович А. М. Медико-биологическая адаптация иностранных граждан в условиях мегаполиса / А. М. Ходорович, И. В. Радыш, А.И. Крупнов, О. В. Маслова. М. : РУДН, 2008. 140 с.
29. Цымбалюк А.Э. Психологическая структура учебно-профессиональной адаптации студентов педагогического вуза / А.Э. Цымбалюк, Е.Ю. Мишучкова, С.С. Сидорова // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 233-237.
30. Ширшова О.В. Условия успешной социально-психологической адаптации студентов первокурсников / О.В. Ширшова, Е.В. Воронина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-5 (февраль). С. 51-53.
31. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов / В.А. Якунин. М. : Логос, 1994. 156 с.
32. Яроцкая А.С. Групповая субъектность как фактор социально-психологической адаптации студентов к учебной группе и неформальной подгруппе / А.С. Яроцкая // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-1. С. 359-367.