1. Используя знания, полученные при изучении темы «систематика живых организмов», дайте определение понятию «система». Укажите типы систем, кратко изложите историю их появления. Основываясь на знаниях по систематике высших растений, заполните таблицу рангов и определите место сосны обыкновенной
2. На примере плауна булавовидного опишите цикл развития плаунов. Укажите русское и латинское название плаунов, произрастающих на территории России и стран СНГ
3. Используя знания, полученные при изучении темы «цветок», охарактеризуйте процесс опыления в следующем порядке: определение понятия «опыление», типы опыления (укажите их положительные и отрицательные стороны), опишите процесс опыления, укажите абиотические и биотические факторы (агенты) процесса опыления
4. Пользуясь учебной литературой, заполните таблицу
5. Изучив литературу, дайте морфологическую характеристику семейства розоцветные по предлагаемой схеме
Тестовые задания:
1. Что является спорофитом у папоротника мужского
2. Как называется околоплодник плода?
3. Как называется цветок, у которого части цветка располагаются на цветоложе по спирал
4. Что преобладает в цикле развития моховидных
5. Какого типа слоевища имеют лишайники?
6. Какое соцветие является диагностическим признаком семейства Apiceae
7. Как называются небольшие образования, находящиеся в завязи пестика и развивающиеся в семя
8. В каком порядке распускаются цветки в моноподиальном ботридиоидном соцветии - корзинка?
9. Из какого типа гинецея развивается плод малины
10. Как называются растения, которые встречаются лишь на определенной территории (площади)
Список литературы
Биологическая систематика – научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое приложение этих принципов к построению системы. Под классификацией здесь понимается описание и размещение в системе всех существующих и вымерших организмов
Система органического мира – это систематическое описание всех существующих в настоящее время и существовавших ранее организмов. Мир живых существ насчитывает несколько миллионов видов. Все это многообразие организмов изучает биологическая систематика, основной задачей которой является построение системы органического мира В связи с тем, что в научной среде не выработались устоявшиеся взгляды на систематический статус одних и тех же групп, ниже приведенная система представляет собой консенсусную структуру.
Первые известные нам попытки классифицировать формы жизни предприняли в античном мире Гептадор, а затем Аристотель и его ученик Теофраст, которые объединяли все живое в соответствии со своими философскими взглядами. Они дали довольно подробную систему живых организмов. Растения были разделены ими на деревья и травы, а животные – на группы с «горячей» и «холодной» кровью. Последний признак имел большое значение для выявления собственной, внутренней упорядоченности живой природы. Так родилась естественная система, отражающая упорядоченность, имеющуюся в природе.
В 1172 году арабский философ Аверроэс сделал сокращенный перевод трудов Аристотеля на арабский язык. Его собственные комментарии были утеряны, но сам перевод дошел до наших дней на латыни.
Большой вклад сделал швейцарский профессор Конрад Геснер (1516-1565). Эпоха великих открытий позволила ученым существенно расширить знания о живой природе. В конце XVI – начале XVII веков начинается кропотливое изучение живого мира, вначале направленное на хорошо знакомые типы, постепенно расширившееся, пока, наконец, не сформировался достаточный объем знаний, составивший основу научной классификации. Использование этих знаний для классификации форм жизни стало долгом для многих известных медиков, таких как Иероним Фабриций (1537-1619), последователь Парацельса Педер Серенсен (1542-1602, известен также как Петрус Северинус), естествоиспытатель Уильям Гарвей (1578-1657), английский анатом Эдвард Тайсон (1649-1708). Свой вклад сделали энтомологи и первые микроскописты Марчелло Мальпиги (1628-1694), Ян Сваммердам (1637-1680) и Роберт Гук (1635-1702).
1. Ботаника. Учебник для вузов: в 4 т. Т. 1. Клеточная биология. Анатомия. Морфология. На основе учебника Э. Страсбургера / Под ред. А.К. Тимонина, В.В. Чуба. – М: Издательский центр «Академия», 2007. – 680 с.
2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности. – М.: Логос, 2001. – 420 с.
3. Чуб В. Опыление растений и самонесовместимость в растениях // Цветоводство – 2008. – № 4. – С. 18-21.
4. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника: учеб. для студ. вузов. – СПб: Спецлит, изд-во СПХФА, 2003. – 834 с.