ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ LEGO КОНСТРУИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Развитие технического творчества детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.2 LEGO-конструирование: понятие, виды, связь с техническим творчеством
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ LEGOКОНСТРУИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Психолого-педагогические условия использования LEGO конструирования в развитии технического творчества детей дошкольного возраста
2.2 Реализация проекта «LEGO - конструирование и робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству» как способ создания психолого-педагогических условий для использования LEGO конструирования в развитии технического творчества детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный век принес в систему образования детей дошкольного возраста новые развлечения и игры. Современные дети развиваются в эпоху активной компьютеризации, информатизации и роботостроения. Сама жизнь запрашивает от системы образования других, более свежих инновационных подходов. Одной из самых эффективных инновационных программ считается LEGO-конструирование и робототехника, используемая в детских дошкольных учреждениях. Для дошкольников лучше всего подходит LEGO-конструирование. Дети обучаются создавать конструкции по замыслу, по схеме. Такие знания вызывают у дошкольников желание двигаться по пути исследований и открытий.
Целью программы является формирование пространственных представлений у детей через LEGO-конструирование и умения самостоятельно выполнять поставленные конструкторские задачи, что считается основой технического творчества. Особое внимание в современных условиях требует детское техническое творчество. Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
В современных условиях вопросу творчества и развития творческой личности уделяют много внимания философы, социологи, педагоги и психологи. Многими из них было доказано, что задатки творческих способностей лежат с рождения в каждом ребенке. Различие состоит только в масштабах достижений и их значимости в обществе. Важным является заключение психолого-педагогической науки о том, что творческие способности и умения необходимо развивать с самого раннего возраста. В педагогике уже доказано, что если ребенка к творческой деятельности не начать приобщать с самого раннего возраста, то ему будет нанесен ущерб, трудно восполняемый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научить.
Развитие творческих способностей осуществляется через включение детей в творческую деятельность. Детское техническое творчество – наиболее массовая форма привлечения учащихся к творчеству. Педагоги рассматривают детское техническое творчество не только как вид деятельности, направленный на ознакомление учащихся с разнообразным миром техники, развития их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политического образования.
Цель исследования: изучение LEGO конструирования как средства развития технического творчества детей дошкольного возраста.
Объект исследования: LEGO конструирование.
Предмет исследования: техническое творчество детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить развитие технического творчества детей дошкольного возраста как педагогическую проблему.
2. Рассмотреть LEGO-конструирование: понятие, виды, связь с техническим творчеством.
3. Проанализировать психолого-педагогические условия использования LEGO конструирования в развитии технического творчества детей дошкольного возраста.
4. Проанализировать реализацию проекта «LEGO - конструирование и робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству» как способ создания психолого-педагогических условий для использования LEGO конструирования в развитии технического творчества детей дошкольного возраста .
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы по теме LEGO конструирования как средства развития технического творчества детей дошкольного возраста;
- анализ опыта работ и исследований в этой области;
- обобщение исследуемой информации.
1. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях/ Е.П. Арнаутова/Детский сад от А до Я. – 2014. - №4. – 320 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ. В.Н. Самохина. Общ. ред. и вступ. статья В.П. Шестакова. - М.: Прогресс, 2014. – 200 с.
3. Бершадский М.Е. Российская эффективная школа. Образовательный процесс. / Бершадский М.Е., В.В. Гузеев, А.А. Нестеренко // Книга 2.- 2016. – 358 с.
4. Болонский П.П. Дошкольный возраст. // П.П. Блонский Педология. - М., 2015. – 219 с.
5. Большая книга LEGO А. Бедфорд - Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 1020 с.
6. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. - 2017. - №12 – 133 с.
7. Галлямова М.А. Формирование эстетических представлений на основе овладения дошкольниками изобразительной деятельностью в рамках программы и.а. лыковой «цветные ладошки» / М.А. Галлямова, О.В. Козьмина, Т.Н. Непеина, Т.В. Серяпина // Научные труды SWorld. 2012. Т. 15. № 3. С. 30-31.
8. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 339 с.
9. Иванникова С.В. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества / С.В. Иванникова // Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия: Герценовские чтения. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 113 с.
10. Комарова Т.О. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. - М.: Педагогика. - 2014. – 281 с.
11. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России. - 2012 – 78 с.
12. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие/ Т.С. Комарова. — М.: Педагогическое общество России, 2015. — 176 с.
13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 3-7 лет/ Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 300 с.
14. Конвенции модернизации образования // Директор школы. 2015. -№ 1. - 126 с.
15. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С.В. Коноваленко. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 112 с.
16. Копцева Т.А. Я и мир искусства. Сценарии игр-занятий. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность / Т.А. Копцева. – М.: Дрофа, 2014. – 168 с.
17. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 76 с.
18. Лего - конструирование в детском саду» /Под ред. Е.В. Фешина - М.: Творческий центр «Сфера», 2012. – 260 с.
19. Лиштван З.В. Конструирование / З.В. Лиштван. - М., 2014. – 271 c.
20. Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015. – 200 с.
21. Учись учиться// Интернет ресурс - [Режим доступа]: https://education.lego.com/ruru/support/learntolearn
22. LEGO Education WeDo // Интернет ресурс - [Режим доступа]: https://education.lego.com/ruru/product/wedo
23. LEGO Education WeDo 2.0// Интернет ресурс - [Режим доступа]: https://education.lego.com/ruru/product/wedo-2
24. LEGO Education StoryStarter // Интернет ресурс - [Режим доступа]: https://education.lego.com/ruru/support/storystarter
25. LEGO Education MoreToMath// Интернет ресурс - [Режим доступа]: https://education.lego.com/ruru/support/moretomath
26. Машины и механизмы// Интернет ресурс - [Режим доступа]: https://education.lego.com/ruru/product/machines-and-mechanisms