Введение
Глава 1 Теоретические основы развития творческой активности старших дошкольников с нарушением слуха посредством сюжетно-ролевой игры
1.1 Сущность и характеристика творческой активности
1.2 Особенности творческой активности старших дошкольников с нарушением слуха
1.3 Методы развития творческой активности старших дошкольников с нарушением слуха посредством сюжетно-ролевой игры
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческой активности старших дошкольников с нарушением слуха посредством сюжетно-ролевой игры
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ интерпретация результатов экспериментального исследования
2.3 Результаты статистической обработки
Заключение
Библиографический список
Приложение
В исследованиях отечественных психологов отмечается, что дошкольный возраст является чувствительной фазой для развития творчества – «уникальный период обучения, рост психических сил, когда бесчисленные способности являются наиболее сложными качествами ума», период «Формирование возможного будущего» [22, с. 167]. Дошкольный возраст является начальным этапом интернализации действий, формирования семиотических функций (языка, психического образа) и символического мышления, объединяющего сенсорный опыт и результаты теоретического понимания реальности. В этот момент дети приобретают эту форму мышления, активно изучая окружающую среду, задавая вопросы и часто находя ответы сами, поглощая жизненные впечатления, приобретая опыт, творчески работая и тем самым утверждая себя в мире.
В последние десятилетия сурдопедагогика изменилась положительно, как с точки зрения научных и практических достижений в области медицины, так и на принципиально новом уровне, объединив усилий специалистов разного профиля.
Объект исследования: творческая активность.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития творческой активности старших дошкольников с нарушением слуха.
Цель исследования: выявление эффективности развития творческой активности старших дошкольников с нарушением слуха посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. Изучить сущность и характеристику творческой активности.
2. Проанализировать особенности творческой активности старших дошкольников с нарушением слуха.
3. Рассмотреть методы развития творческой активности старших дошкольников с нарушением слуха посредством сюжетно-ролевой игры.
4. Провести экспериментальное исследование развития творческой активности старших дошкольников с нарушением слуха посредством сюжетно-ролевой игры.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста с нарушение слуха наиболее эффективно происходит посредством сюжетно-ролевых игр.
Теоретическая основа исследования: в работе были использованы труды ученых, посвященных развитию творческой активности и игровой деятельности детей с патологией слуха (Р. М. Боскис, Э. И. Леонгард, Т. И. Обухов, Т. В. Пелымская, Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезина, Н. Д. Шматко и другие).
Методологической основой исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
– теория психического развития ребенка (Л. С. Выготский, М. В. Ермолаева, В. С. Мухина, Д.И. Фельдштейн);
– деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
– теоретические представления о сущности и психологических механизмах творческой активности детей с нарушение слуха (Р. М. Боскис, Э. И. Леонгард, Т. И. Обухов, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко).
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; психодиагностический метод; методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона).
1. Абрамян В.А. Сюжетно-ролевая игра у глухих и слабослышащих дошкольников / В.А. Абрамян, И.В. Гусева // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 3 (5). С. 131-133.
2. Арсентьева В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. / В. П. Арсентьева. М: ФОРУМ, 2009. 144 с.
3. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления / В.С. Безрукова. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 2014. 133 с.
4. Березина Т.Н. Интеллект и креативность / Т.Н. Березина // Эдип. 2014. № 3. С.92-101.
5. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. М.: Просвещение, 1988. 128 с
6. Венгер А. Л. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка / А.Л. Венгер, Ю.С. Шевченко // Дефектология. 2004. № 1. С. 8-17.
7. Вийтар Э. А. Особенности понимания дружеских отношений у слабослышащих школьников // Исследование личности детей с нарушениями слуха. М., 1985. С. 5-11.
8. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Г.Л. Выгодская. М.: Просвещение, 1975. 174 с.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
10. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М.: ЭКСМО, 2013. 1008 с.
11. Головчиц Л.А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/222968/
12. Дементьева Н.В. Социометрический статус дошкольника применительно к области межличностного общения / Н.В. Дементьева // Наука и образование: новое время. 2016. № 4 (15). С. 258-260.
13. Дорошина И.Г. Изучение социометрического статуса ребенка в группе (авторская модификация социометрии) / И.Г. Дорошина // Социосфера. 2010. № 2. С. 37-41.
14. Журавлева Ж.И. Развитие детского творчества в онтогенезе и дизонтогенезе / Ж.И. Журавлева // Специальное образование. 2016. № 3 (43). С. 22-29.
15. Журавлева Ж. И. Формирование словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.10. Н. Новгород, 2011. 198 с.
16. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец // Принцип развития в психологии / под ред. Л.И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978. С. 243-268.
17. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. Воронеж: МОДЭК, 2011. 432 с.
18. Игнатьев Г.В. Проблема формирования творческой активности у детей с ограниченными возможностями / Г.В. Игнатьев // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 20-22.
19. Королева И.В. Помощь детям с нарушением слуха: руководство для родителей и специалистов / И.В. Королева. СПб.: КАРО, 2017. 88 с.
20. Котельникова Н.М., Васюкова Т.М. Межличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха // Научно-методический журнал Педагогический поиск. 2012. № 6. С. 41-42.
21. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е.П. Кузьмичева. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
22. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков / Н. С. Лейтес. М.: Академия, 1996. 416 с.
23. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. М.: Просвещение, 1971. 280 с.
24. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
25. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Воронеж, 1997. 216 с.
Всего 51 источник