ВКР|Психология

ВКР Особенности социальной компетентности подростков из социально неблагополучных семей

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2019 | Страниц: 76

Цена: 3 200
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ

1.1 Определение границ и содержания социальной компетентности в психологических и педагогических теориях

1.2 Факторы, влияющие на формирование социальной компетентности в детском и подростковом возрасте

1.3 Особенности формирования социальной компетентности ребенка и подростка в условиях социально неблагополучной семьи

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

2.1 Логика организации эмпирического исследования

2.2 Отбор диагностического инструментария

2.3 Результаты и их интерпретация

2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования

ГЛАВА 3 ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, АДРЕСОВАННАЯ ПОДРОСТКАМ ИЗ СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

3.1 Пояснительная записка

3.2 Структура программы формирования социальной компетентности для подростков из социально-неблагополучных семей

3.3 Содержание программы формирования социальной компетентности, адресованной подросткам из социально-неблагополучных семей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время в России остается нерешенной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних – рост беспризорности, социальной и педагогической запущенности, увеличение числа агрессивных детей, рост их девиантного поведения. Данная проблема представляет собой комплексное социально-педагогическое явление, характеризующее состояние общества, и одновременно влияющее на его развитие.

Беспризорность, преступность детей и подростков опасны как для них самих, так и для окружающих. Наличие большого количества детей из неблагополучных семей, ненадлежащего ухода, воспитания, детей с отклонениями в развитии, детей, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения и преступления, представляет угрозу для будущего страны.

Актуальность исследования особенностей социальной компетентности подростков обусловлено в первую очередь его практической значимостью. Это позволяет в перспективе разработать мероприятия, направленные на повышение пластичности психики подростка из неблагополучной семьи, развития адаптивных способов поведения с учетом имеющегося социального опыта и сформированных конструктивных поведенческих паттернов.

Несмотря на острую актуальность проблемы, в настоящее время недостаточно эмпирических исследований, посвященных социальной компетенции подростков из неблагополучной семьи.

Объект исследования – социальная компетентность.

Предмет исследования – особенности социальной компетентности подростков, воспитывающихся в условиях неблагополучной семьи.

Цели исследования:

1. Изучение качественных характеристик структурных компонентов социальной компетентности подростков из социально неблагополучных семей:

2. Разработка программы формирования социальной компетентности у подростков в социально неблагополучных семьях.

Анализ литературных источников по заявленной проблеме позволил сформулировать гипотезу исследования: для подростков из социально-неблагополучных семей характерной особенностью является трудность в установлении межличностных контактов, они не верят в свои силы, почти не интересуются происходящим, относятся с недоверием по отношению к окружающим.

Задачи исследования:

1. Проанализировать границы и содержание социальной компетентности в психологических и педагогических теориях.

2. Охарактеризовать факторы, влияющие на формирование социальной компетентности в детском и подростковом возрасте.

3. Выявить особенности формирования социальной компетентности ребенка и подростка в условиях социально неблагополучной семьи.

4. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей социальной компетентности подростков из социально-неблагополучных семей.

5. Разработать программу формирования социальной компетентности подростков из социально-неблагополучных семей.

В исследовании использовался следующий комплекс методов:

1. Общенаучный метод: теоретический анализ литературных источников по проблеме социальной компетентности девиантных подростков, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных.

2. Эмпирический метод: методы психодиагностического исследования, тестирование; методы математической обработки (группировка данных по их значениям, среднее, отклонение; t-критерий Стьюдента).

В работе использовались следующие методики:

1. Шкала социальной компетентности (А.М. Прихожан).

2. Шкала социально-психологической адаптированности (разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В.Снегиревой).

3. Опросник социально-коммуникативной компетентности (СКК) (Р.В. Овчарова)

Эмпирической базой исследования выступил МБУ «КЦСОН» Черепановского района Новосибирской области

Эмпирическую выборку составили 30 подростков из социально-неблагополучных семей и 30 подростков из социально-благополучных семей. Диапазон возрастных границ испытуемых варьировался от 13 до 15 лет. В каждой группе было по 15 мальчиков и девочек.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, включающего 45 наименований, и приложений. Работа содержит 12 рисунков, 10 таблиц и 2 приложения.

1. Абдураманова В.В. Социальные навыки подростков как компонент социальной компетентности // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 9 (17). С. 18-20.

2. Асмолов Г. У., Солдатова Г. У. Социальная компетентность: режиссура совместных действий [Электронный ресурс] URL: http://asmolovpsy.ru/ru/publications/263

3. Белова С. С. Формирование социально-личностных компетентностей в современном образовании. М.: Институт психологии РАН, 2010. 117 с.

4. Борисенко Е. Н. Сущностная характеристика феномена «социальная компетентность студента» // Вестник КемГУ. 2011. №1. С. 53-59.

5. Ванданова Э.Л. Программы профилактики социальной дезадаптации и повышения социальной компетентности у подростков групп риска // Молодежная наука: тенденции развития. 2017. № 2 (2). С. 50-60.

6. Верещагина А.В., Курбатов В.И., Попов А.В. Неблагополучное детство в России // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2018. № 1. С. 100-106.

7. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. 1008 с.

8. Галбура А.К. Развитие социальной компетентности подростков в условиях детского оздоровительного лагеря // Мир человека Материалы ежегодных конференций и Аспирантских научно-педагогических чтений. Под общей редакцией В.В. Игнатовой. 2018. С. 29-31.

9. Гиенко Л.Н. Социальная компетентность подростков группы риска // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 102-103.

10. Гиенко Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий // Концепт. 2014. №23. [Электронный ресурс] URL: http://еkoncеpt.ru/2014/14776.htm

11. Голубь О.В., Бадамшина Г.С. Социально-психологические особенности неблагополучных семей в современных условиях // Поиск (Волгоград). 2017. № 1 (6). С. 71-73.

12. Гороховская Н.А. Развитие понятия «социальная компетентность» // Разработка и применение фондов оценочных средств в рамках реализации образовательных программ: Материалы 58 (LVIII) межвузовской научно-методической конференции. 2017. С. 30-33.

13. Гранатов К.С., Филиппова Е.В. Доверие к людям и социальная компетентность в подростковом возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17. № S2. С. 64-65.

14. Долинина И.Г. Современные подходы к определению понятия социальная компетентность / Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс] URL: https://sciеncе-еducation.ru/ru/articlе/viеw?id=19579

15. Донченко Д.О. Профилактика девиантного поведения подростков в системе формирования социальной компетентности родителей и детей // Социальное воспитание. 2017. № 1 (9). С. 25-31.

16. Ефимова Н.В. Коммуникативная компетентность как социальный ресурс инновационного развития // Устойчивое развитие экономики. 2018. С. 291-293.

17. Заболотный А.С. Социальная компетентность подростков и особенности ее формирования в условиях временных детских объединений // Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 2. С. 67-77.

18. Ибрагимова Э.Ф., Авдеенко А.С., Соболева Е.В. Социально-психологическая работа с неблагополучными семьями // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2017. Т. 3. № 2 (17). С. 106-108.

19. Каменская Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий // Современные проблемы науки и образования. 2012. № l. [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.m/ru/article/view?id=5383

20. Келасьев В.Н., Первова И.Л. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 3. С. 356-365.

21. Келасьев В.Н., Первова И.Л. Социальная компетентность как составляющая социального капитала // Социальный капитал современного общества: Материалы работы II Международной научной конференции. 2018. С. 125-131.

22. Келасьев В.Н., Первова И.Л. Социальная компетентность уязвимых групп российского населения // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2017. Т. 27. № 1. С. 74-79.

23. Кириллова А.В., Авагян Т.А. Особенности социальной компетентности подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Часть 1 // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 (73). С. 4.

24. Кириллова А.В., Авагян Т.А. Особенности социальной компетентности подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Часть 2 // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 (74). С. 11.

25. Королева Ю.А. Модель психологического сопровождения развития социально-психологической компетентности подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 428-431.

Всего 56 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское