ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РОДИТЕЛЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Специфика подросткового возраста
1.2 Детско-родительские отношения и их влияние на подростков
1.3 Факторы формирования образа родителей у подростков
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РОДИТЕЛЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с подростками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ А РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблема отношений родителей и детей – сложная и парадоксальная. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности.
В подростковом возрасте перестраивается система взаимоотношений, родители переживают кризис системы воспитания. Осознание причин возникающих трудностей в общении позволяет овладеть более эффективными способами взаимодействия с подростком.
Актуальность исследования. В современном российском обществе все больше становится актуальной проблема отношений родителей и подростков, поскольку это одна из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Изучением проблематики между родителями и детьми и их влияние на развитие ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и (К. Роджерс (2006), Д. Винникотт (1994), А.С. Спиваковская (1986), Л.Б.Шнейдер (2011), О.А. Белобрыкина (2015), Т.В. Андреева (2007), и др.).
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье.
Цель: изучить психолого-педагогические условия формирования положительного образа родителя в подростковом возрасте.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Проанализировать теоретические источники по вопросу детско-родительских отношений и их влияние на подростков.
2. Рассмотреть этапы развития и формирование самосознания в подростковом возрасте
3. Проанализировать детско-родительские отношения и их влияние на подростков
4. Определить факторы формирования положительного образа родителей у подростков
5. Провести эмпирическое исследование формирования положительного образа родителя в подростковом возрасте.
6. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию с подростками.
Объект исследования: образ родителя в подростковом возрасте.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования положительного образа родителя.
Гипотеза: предполагается, что на формирование положительного образа родителя в подростковом возрасте оказывает влияние уровень психологического благополучия.
Методологической основой курсовой работы явились аналитический, сравнительный методы. В главе, посвященной практике, были использованы методы опроса и статистического анализа данных.
Методы исследования:
1. Общенаучный метод: анализ литературных источников по проблеме.
2. Метод эмпирического исследования.
3. Методы психодиагностики:
– тест «Подростки о родителях» (ADOR автор Е. Шафер, модифицирован З.Матейчиком и П. Ржичаном);
– методика «Шкалы психологического благополучия» (Т.Д. Шевеленкова).
4. Методы элементарной математической статистики (частотный анализ данных, корреляционный анализ)
5. Интерпретационные методы: качественный анализ эмпирических данных; структурный метод.
Экспериментальная выборка и база исследования: Подростки 13-14 лет. Объем выборки 30 человек, 17 мальчиков и 12 девочек.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 1 г. Новосибирска.
Практическая значимость работы: полученные в эмпирическом исследовании результаты могут быть использованы родителями, учителями, студентами в процессе оптимизации отношений межличностной значимости подростка с родителями.
Структура работы. Исследование состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 35 страницу, 3 таблицы, 2 рисунков.
1. Андреева Т.В. Психология семьи: учебное пособие для вузов по направлениям и специальностям психологии. СПб.: Речь, 2007. 384 с.
2. Арендачук И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. № 4 (4 квартал). С. 356-360.
3. Белобрыкина М.А., Белобрыкина Е.А., Кошенова М.И. Представления подростков о проблеме насилия в семье // Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен: научные материалы Международной научно-практической конференции. М.: Крылья, 2014. С. 139-143.
4. Белобрыкина О.А. Влияние взаимоотношений в диаде «родитель – ребенок» на эмоциональное развитие и психосоматическое состояние дошкольника // Психология третьего тысячелетия: II Международная научно-практическая конференция: сборник материалов / под общ. ред. Б.Г. Мещерякова. Дубна: Гос. ун-т «Дубна». 2015. С. 44-48.
5. Бондарева М.Ю., Ткач Е.Н. Особенности субъективного переживания эмоционального благополучия в подростковом возрасте // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 97-109.
6. Варданян Ю.В., Хохлова И.А. Опыт детско-родительских отношений как источник развития адекватности самооценки подростков // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Саранск, 2019. С. 140-144.
7. Гапонова С. А. Развитие «Я-концепции» у детей подросткового возраста / С.А. Гапонова, Э.Н. Романова // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 10-12.
8. Зиннуров Ф.К. Педагогическая коррекция начальной стадии девиантного поведения подростков / Ф.К. Зиннуров, В.И. Красильников, А.М. Гайфутдинова // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 2 (16). С. 6-13.
9. Иванов Д. В. Межличностные отношения подростков, склонных к аддиктивному поведению/ //Самарский научный вестник. 2013. № 4(5). С. 75-77.
10. Курбанова З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова // Изв. Юж. федер. ун-та. Технические науки. 2006. № 13. С. 91-94.
11. Кукуляр А.М., Пеньков Д.В. Особенности психолого-педагогического взаимодействия современных подростков и их родителей // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 1. С. 48.
12. Кухтерина Г.В., Щербакова А.Е. Детско-родительские отношения как условие психологического благополучия подростков // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». СПб, 2019. С. 104-112.
13. Лысогорская М.В. Типы родительской семьи и особенности внутриличностного ценностного конфликта у подростков: автореф. Дис. канд. психол. Наук. Ярославль, 2011. 23 с.
14. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2170865/
15. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.: Изд-во Моск. психол. соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2000. 256 с.
16. Мовсисян К.А. Благоприятные условия детско-родительских отношений в становлении личности школьника // Будущее науки - 2019 сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. Курск, 2019. С. 223-226.
17. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер) //Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб., 2004. С. 169-178.
18. Остапова А. В. Психологические особенности подросткового возраста //Евразийский научный журнал. 2015. № 7. С. 109-110.
19. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/95806/
20. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 656 с.
21. Рычихина Е.С., Василенко В.Е. Проявление возрастного кризиса у подростков в связи с особенностями детско-родительских отношений // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2019. Т. 6. С. 85-92.
22. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1638733/
23. Черная А.В, Погорелова Е.И. Психологические особенности взаимодействия в интернет-среде в подростковом возрасте // Педагогическое образование в России. 2013. №4. С.113-118.
24. Шишко Н.С. Субъективное восприятие старшеклассниками влияния интернет-практик на их психологическое благополучие // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9-1. С. 252-258.