1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ
Раскрыть особенности развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Введение
Глава 1. Теоретические основы возрастного развития детей дошкольного возраста.
1. Определение понятия возрастных особенностей развития детей
2. Особенности развития детей дошкольного возраста.
3. Особенности развития детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
2. ПЛАН-ГРАФИК
3. ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
3.1 Индивидуальный план работы
3.2 Описание рабочего места в организации/учреждении
3.2.1. Структура дошкольного учреждения
3.2.2. Характеристика образовательного процесса. Хронометраж деятельности воспитателя и помощника воспитателя
3.2.3 Характеристика возрастной группы
3.3. Наблюдение и анализ занятий
3.3.1 Анализ занятия по развитию речи.
3.3.2 Анализ коррекционного занятия по развитию речи
3.3.3 Анализ ООД экологическое образование старшей группы
3.4. Наблюдение, анализ прогулки и помощь в ее проведении.
3.5. Наблюдение и анализ руководства трудовой деятельностью детей (поручение, дежурство, коллективный труд).
3.6 Самостоятельное проведение режимных процессов
3.7 Самостоятельное планирование и проведение творческих игр сюжетно-ролевые, драматизации, строительные, режиссерские.
3.8 Самостоятельное планирование и проведение игр с готовым содержанием и правилами – подвижные
3.9 Проектирование и самостоятельное проведение занятий по продуктивным видам деятельности, физическому развитию.
4. ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА
5. САМОАНАЛИЗ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю.
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.
Главным документом, регламентирующим ход развития и образования ребенка, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором обоснована необходимость в осуществлении воспитания, образования и развития, основанное на возрастных особенностях ребенка [1].
В основу стандарта положены такие основополагающие документы, как Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка.
В них отражены следующие положения: – дошкольное детство рассматривается как уникальный период, как одна из главных ступеней в развитии человека; – самоценность периода детства; – уважительное отношение к личности ребенка; – личностно-развивающий, гуманистический характер взаимодействия взрослого и ребенка; – учет возрастных особенностей детей-дошкольников.
Стандартом определены принципы дошкольного образования, среди которых отмечены: приоритет индивидуальных особенностей ребенка дошкольного возраста, признание ребенка как полноправного участника образовательного процесса, учет роли семьи как одного из ведущих факторов социума, приобщение дошкольника к семейным, общественным и государственным традициям, а также к социально-культурным эталонам.
В документе закреплено, что государство обязуется предоставить дошколь- никам равные возможности для получения качественного дошкольного образования.
Необходимость учета особенностей возрастного развития детей дошкольного возраста, определенная Стандартом и указанными документами, делает актуальным наше исследование.
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М.: Центр педагогического образования, 2014.
2. Афонькина Ю.А. Диагностика индивидуально-психологических особен- ностей детей 3-4 лет: Методики выявления и изучения [Текст] / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 92 с.
3. Авраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. – 2001, № 1. – C. 35–49.
4. Бабаева Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С.74-85.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. Питер, 2008. - 398 с.
7. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 80 c.
8. Вилюнас В. К. Психология эмоций. Эмоции и деятельность. СПб. : Питер, 2004. – 496 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с..
10. Елькина О.Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития: монография / О. Ю. Елькина. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 144 с.Дункан, А. Моя жизнь. Танец будущего. – М.: Книга, 2005 – 345 с.
11. Зинковкина М.М. Педагогическое творчество: учебное пособие. – М.: МГИУ, 2008. – 258 с..
12. Зацепин М.Б. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 194 с.
13. Игра и развитие ребенка [Текст]: хрестоматия / сост.: Л. Г. Соловьева, А. С. Михашина. - Архангельск: Поморский университет, 2010. – 551 с
14. Изотова, Е. И., Никифорова, Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.:«Академия», 2004.
15. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб.: 2006. – 320 с Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 264 c.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180 с
17. Клюева Н.В., Батракова С.Н., Варенова Ю.А., Кабанова Т.Б., Кашапов М.М. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с
18. Лисина М.И.. Межличностные отношения дошкольников в детском саду // Сибирский федеральный университет. – 2012. №2(4).
19. Мищенко Л.В. Интегративное исследование пологендерного развития индивидуальности детей дошкольного возраста. – М.: Директ-Медиа, 2016. – 401 с
20. Неверович Я.З. Развитие предметных движений у ребенка-дошкольника – Москва, 2008 С. 420-427.
21. Кудрина Е. Практическая психология дошкольного возраста. – Ногинск: Интернет-издательство «Сканбук», 2014. – 69 с Ольшанникова, А. Е. Системный анализ эмоциональности – Москва : Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. – 200 с.
22. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М: Изд-ий центр «Академия», 2002. – 480 с.
23. Панферов В. Н., Безгодова С. А. Методологические основы психологии: Учебное пособие – СПб., 2014.
24. Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности. Вышэйшая школа, 2003. - 272 с. 33, с. 114
25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. Питер, 2007. - 712 с.
26. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2009. – 366 с.
27. Столяренко Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 160 с.
28. Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2000. – 400 с.
29. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2010. – 288 с
30. Эльконин Б. Д. Психология развития. Академия, 2005. - 143 с.
31. Щетинина А.М., Иванова, О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.43, с. 62