Введение
Глава 1. Теоретические основы читательского развития детей и подростков
1.1. Вопросы чтения подрастающего поколения в трудах отечественных педагогов
1.2. Программа поддержки развития чтения и задачи школьных библиотек по реализации инновационных подходов в читательском развитии учащихся
Выводы по 1-й главе
Глава 2. Инновации школьных библиотек в читательском развитии учащихся
2.1. Инновационные библиотечные мероприятия для школьников (из опыта библиотек)
2.2. Примеры развивающих библиотечных программ
Выводы по 2-й главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Новые информационные технологии занимают все более значительное место в современной жизни. Цифровая культура все существеннее воздействует на особенности чтения детей и подростков. Снижение интереса к книгам, в большей степени серьезной литературе, отмечается в разных государствах. Молодые финны предпочитают книге интернет, телевизор и компьютерные игры. Согласно данным исследования Национального Фонда искусств США, число любителей чтения особенно заметно сократилось среди молодых людей. Эти изменения эксперты фонда объясняют влиянием на американское общество электронных средств массовой информации и интернета. В Китае главной причиной снижения читаемости называют дефицит времени для чтения, связанный с ускорением жизненного ритма. Другой причиной является развитие новых носителей информации помимо печати. Это обуславливает необходимость применения новых средств повышения интереса подростков к чтению.
Степень исследования проблемы.
Современные проблемы чтения, инновационные технологии и стратегии обучения чтению, опыт российских учителей и библиоте¬карей, работающих по этим технологиям, рассматриваются в работах В.Я. Аскаровой, В.А. Бородиной, Н.Л. Голубевой, Ю.П., Ивановой Г.А. и др.
Детерминанты уменьшения степени интереса к чтению художественной литературы проанализированы в работах исследователей-педагогов, таких как З.А. Гриценко, Н.А. Короткова, О.Н. Сомкова, Л.В. Долженко, М.С. Костюхина, М.С. Аромштам, Г.А. Иванова и др.
Вопросам изучения библиотечно-информационных потребностей пользователей посвящены труды А.С. Арзуханова, С.А. Басова, В.В. Брежнева, А.И. Ванеев, М.Я. Дворкина, В.К. Клюева, В.А. Минкина, И.С. Пилько, Ю.Н. Столярова и другие.
Цель данной работы – определение инновационных путей читательского развития школьников в библиотеке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Охарактеризовать вопросы чтения подрастающего поколения в трудах отечественных педагогов
2. Определить, какие существуют программа поддержки развития чтения и задачи школьных библиотек по реализации инновационных подходов в читательском развитии учащихся.
3. Описать инновационные библиотечные мероприятия для школьников (из опыта библиотек)
4. Исследовать опыт библиотек применения развивающих библиотечных программ.
Объектом исследования является опыт библиотек в использовании инструментов читательского развития школьников в библиотеке.
Предмет исследования - инновационные методы читательского развития школьников в библиотеке.
В качестве гипотезы исследования выбрано предположение, что инновационные методы читательского развития школьников в библиотеке не стали активно применяемым инструментом поддержки развития чтения и школьных библиотек.
1. Гриценко З.А. Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2013. - № 6. – С. 6-13.
2. Губанова А.Ю. Подростки в интернет-среде: общение, чтение, поведение // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2013. - № 4. – С. 184-190.
3. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде / Чудинова В.П. [и др.]. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 336 с.
4. Долженко, Л.В. Круг детского чтения и начальное литературное образование дошкольников: цели и содержание // Детский сад: теория и практика. -2013. -№ 6. - С. 24-35.
5. Забоева М.А. Психолого-педагогический аспект формирования читательского интереса у дошкольников / Психология образования: проблемы и перспективы развития. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет, факультет коррекционной педагогики и психологии / составитель и редактор С. В. Истомина. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2018. – С. 39- 43.
6. Захарова Т.Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника // Ярославский педагогический вестник. – 2009. - № 2- 2009 (59). – С. 60-62.
7. Иванова Г. И. Поддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление библиотечной педагогики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2017. - №6 (80). – С.162-167
8. Иванова Г.А. Библиотечная педагогика: учебное пособие. - Москва: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2017. – 248 с.
9. Ковалевская Н.И., Петрова Л.И. Детское чтение: процесс трансформации // Труды БГТУ. №9. Издательское дело и полиграфия. - 2016. - №9 (191). – С. 93-98.
10. Колобова О. А. Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VI международной научной конференции (Чита, январь 2015 г.). Чита: Издательство» Молодой ученый», 2015. С. 37-45
11. Кравченко Л.Н. Детский сад, библиотека – творческое партнерство. Фестиваль педагогических идей» Открытый урок». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn-- i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/524363/.
12. Максимова С. И. Воспитание читателя // Детский сад от А до Я. – 2009. - № 5 (41). – С. 4-10.
13. Олефир С.В. Продвижение детского чтения в электронной среде / Модернизация российского общества и подготовка кадров для отрасли культуры и искусств. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию Казанского государственного университета культуры и искусств: в 3-х частях / Под ред. Р.Р. Юсупова, Р.М. Валеева. – Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств. - 2014 – С.191-198.
14. Павлова З.Г., Крылова Е.В., Анина Л.А. Педагогические условия развития читательского интереса // Дошкольное образование: опыт проблемы, перспективы развития. – 2016. - № 2 (9). – С. 61-65.
15. Привлекаем читателей в библиотеки с помощью инноваций [Электронный ресурс] Режим доступа: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsii-v-biblioteke-primery#innovatsionnaya-deyatelnost-bibliotek-2-3-4.
16. Путин В.В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс] Российская газета RG.RU Режим доступа: https://rg.ru/2012/01/23/nacvopros.html
17. Светловская, Н.Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности // Начальная школа. – 2000. – № 2. – С. 24–28.
18. Сомкова, О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования // Детский сад теория и практика. -2013. - № 6. - С. 14-23.
19. Стасюк Л.В. Особенности чтения подростков [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.uraledu.ru/node/26653
20. Тарасова И.В. Взаимодействие ДОУ с библиотекой как средство формирования у дошкольников интереса к чтению художественной литературы // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. - № 3. – С. 42-45.
21. Черкасов В.А., Павлышина А.Н., Косилова Н.А. Развитие интереса к чтению у младшего школьника / Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Международная научно-практическая заочная конференция: сборник статей. – Белгород: ООО ГиК, 2017. – С. 125-130.
22. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / Cост. В.П. Чудинова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012 – 144 с.
23. Шапошникова Е. А. Воспитание юного читателя в условиях партнерских отношений дошкольного учреждения, семьи и детской библиотеки // Научно-методический электронный журнал» Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 326–330.
24. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. - М.::» Директмедиа Паблишинг». - 2008. – 400 с.