Введение
1 Цель, задачи, содержание исследования
2 Анализ и интерпретация результатов исследования
3 Психологические рекомендации по оптимизации процесса развития ценностных ориентаций подростков
Приложение А (ДМО)
Приложение Б (Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере)
Приложение В (Ценностные ориентации)
Приложение Г (Статистические расчеты)
Цель практики состоит в выявлении особенностей влияния межличностных отношений подростков на становление системы ценностных ориентаций.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить особенности формирования ценностных ориентаций подростков;
2. Рассмотреть межличностные отношения как условие становления системы ценностей подростков;
3. Определить различия в полученных данных между юношами и девушками; выявить взаимосвязи межличностных отношений и ценностных ориентаций личности.
Объектом исследования являются ценностные ориентации.
Предмет исследования: особенности влияния межличностных отношений подростков на становление системы ценностных ориентаций.
Гипотезы:
Существуют различия в выраженности ценностных ориентаций среди юношей и девушек:
1. Для девушек более характерна ориентация на процесс; характерна большая значимость внутренних ценностей.
2. Для юношей более характерна ориентация на результат; характерна большая значимость внешних ценностей.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 30 школьников, учащихся МБОУ СОШ № в 7-9 классах (12 юношей, 18 девушек). Средний возраст 15 лет.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Измерение в форме психологического тестирования.
3. Методы статистической обработки информации: R-критерий Спирмена, U-критерий Манна-Уитни.
Методики исследования:
1. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной.
2. ДМО Лири-Л.Н. Собчик (диагностика стиля межличностного общения).
3. Методика «Ценностные ориентации» О.И. Моткова и Т.А. Огневой.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.
2. Артамонов Д.Г. Социальные ценности и модальности восприятия у представителей групп разной профессиональной направленности // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. – Т.4. - №2.
3. Белякова Е.Г. Реализация идей ценностно-смыслового подхода в практике образовательного процесса // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2008. – № 2. – С. 42-51.
4. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). – М.: Знание, 1985. – с.
5. Васильева, С.В. К проблеме ценностей в психологии [Электронный ресурс] // Ананьевские чтения- 2005. – URL: http:// elib.gnpbu.ru/text/ananyevskie_chteniya_2005. – (дата обращ.: 23. 01. 2016).
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М: Смысл, 2004. — 512с.
7. Вызулина К.С. Потребности и ценности в структуре движущих сил развития личности офицера// Человек. Сообщество. Управление, 2016. – Т.17. - №3.
8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 256-269.
9. Грибанова, В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе ВУЗа. Дис. … канд. пед. наук / В.А. Грибанова. – Москва, 2015. – 260 с.
10. Григорьева С. Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 37-41. — URL https://moluch.ru/archive/110/27186/ (дата обращения: 28.09.2019).
11. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Ценности личности как основа жизненной и профессиональной стратегии // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9042 (дата обращения: 28.09.2019).
12. Далгатов М.М., Джамалудинова А.Г. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях// Известия ДГПУ, 2013. - №3.
13. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 222 с.
14. Истошин И. Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические проблемы регуляции социального поведения. - М., 1979. - С. 252-268.
15. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности.
16. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб.: Нестор-История, 2016. – 343 с.
17. Маркова Т.А. Исследование смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2018. – № 2. – С. 75–79.
18. Мусек Я. Система ценностей посткоммунистической Европы в переходный период // Иностранная психология. – 1997. – № 8. – С. 17-22.
19. Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. – Тбилиси: Мецниереба, 1974. –170 с.
20. Накохова P.P. Психологическая система ценностных ориентации личности. — Ставрополь, 2007.
21. Рокич, М. Методика «Ценностные ориентации» // Большая энциклопедия психологических тестов. – Москва: Эксмо, 2009. – С. 26-28.
22. Сайко, В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраст // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – №3. – с. 36–43.
23. Собчик Л. Н. Стили мышления и поведения через призму теории ведущих тенденций // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. С. 204–217.
24. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А.В. Соколов, И.О. Щербакова// Социол. исслед. – 2003. – №1. .115–123.
25. Стойлик А.Ю. Особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников // Сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование. – Режим доступа: URL: //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46143.
26. Сулейманова С. Т. Делинкветное поведение подростков в современном российском обществе: факторы и социальный контроль: автореферат дис. канд. психол. наук. – Пенза, 2006. – 24 с.
27. Чирков В.И., Диси Э.Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей// Вопросы психологии.1999, № 3.
28. Ядов В. А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением : докл. на VII Междунар. конф. в г. Варна «Личность и ее ценностные ориентации» // Информационный бюллетень. – 1970. – № 40.
29. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol.58. - № 5. - P. 550-562.