Введение
1. Педагогические условия апробации модели эстетического воспитания учащихся на основе педагогического потенциала народной культуры
2. Содержание, методы, средства эстетического воспитания учащихся
на основе педагогического потенциала народной культуры
3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся на основе использования педагогического потенциала народной культуры
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Цель практики - выявление качества и уровня эстетического воспитания школьников для определения педагогических возможностей народной культуры в эстетическом воспитании учащихся.
Задачи:
1. Опытным путем определить содержание, методы, средства эстетического воспитания учащихся на основе педагогического потенциала народной культуры.
2. Представить и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся на основе использования педагогического потенциала народной культуры.
Объектом исследования является процесс использования средств народной культуры в эстетическом воспитании учащихся.
Предмет исследования – педагогические возможности народной культуры в эстетическом воспитании учащихся.
Основная гипотеза исследования: эффективность использования возможностей народной культуры в эстетическом воспитании учащихся будет зависеть от характера использование средств народной культуры в педагогическом процессе. Проведение уроков с элементами народной культуры будет способствовать повышению уровня эстетической воспитанности школьников.
Методы исследования.
В процессе разработке инструментария для исследования использовалась методология в соответствии с поставленными задачами.
Нестандартные методы исследования, которые использовались в процессе анализа: анализ философской, социально-психологической литературы; прямое, косвенное и включенное наблюдение; беседа, анкетирование, интервьюирование. А также методы, применяемые в процессе исследования: метод наблюдения, метод анализа, метод синтеза, метод статистической обработки данных, метод информационного исследования.
Опытно-экспериментальная работа была разделена на несколько этапов. На первом этапе (констатирующий этап) была проведена комплексная диагностика уровня сформированности эстетической воспитанности у школьников на уроках изобразительного искусства.
В процессе диагностики использовались следующие методы диагностики:
1) Анкетирование учащихся о уровне сформированности эстетических качеств;
2) Диагностика изучения уровня сформированности эстетический качеств у учеников;
3) Диагностика эстетической воспитанности по методике М.И. Шиловой.
На втором этапе (формирующий этап) нами были разработаны методические рекомендации для создания уроков с использованием средств народной культуры.
На третьем этапе (контрольный этап) была проведена повторная диагностика уровня развития эстетического воспитания у школьников.
Работа по составлению сборника творческих заданий по изобразительному искусству с элементами народной культуры, как средство формирование эстетических качеств учеников проводилась в виде проектирования.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2019 г.) // - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289 c6432/#ixzz5VsCDQavM
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/rasporjazheniepravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r
3. Александрова, Н.С., Брыкина Е.К., Губанова Н.Ф., Зацепина Н.Ф., Дудаева И.И., Дудаева Т.С., Куланина И.Н., Азанаева Г.П., Соломенникова О.А. Народное искусство - детям. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 232 с.
4. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1979. - 331 с.
5. Белоцерковская Ю.В. Тематическо-практическое пособие по взаимодействию с семьями воспитанников по направленности «Духовно-нравственное воспитание подростков» / Ю.В. Белоцерковская, Ю.В. Кобецкая. - Краснодар: Экоинфест, 2018. - 44 с.
6. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание подростков в процессе познания родного края: Дисс. докт. пед. наук. – М., 2016. – 364 с.
7. Воронина С.А. Теоретические перспективы транзитивного подхода к анализу ценностной трансформации российского общества / С.А. Воронина // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, - 2015. - № 7.6. - С. 2236-2245.
8. Калинина Л.В. Теория и методика нравственного воспитания младших подростков: учебно-методическое пособие / Л.В. Калинина; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет», Педагогический институт, Кафедра психологии и педагогики начального образования. - Иркутск: Тип. «Иркут», - 2018. - 207 с.
9. канд. пед. наук / М. Г. Семенищева. – Великий Новгород, 2013. – 215 с.
10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, - 2010. - 24 с.
11. Лазарева А.А. Символика сновидений в народной культуре: фольклорные модели и личные нарративы: Автореф. дисс....канд. филол. наук /А.А. Лазарева. - М., - 2018. - 27 с.
12. Марченко Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств // Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 69- 70.
13. Медведев, Л.Г. Современные проблемы эстетического воспитания учащихся / Л.Г. Медведев // Философия образования. – 2016. – № 6. – С. 134-140.
14. Михайлова Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М.: Вузовская книга, 2006. – 263 с.
15. Моисеенко, А.И. Формирование эстетических вкусов подростков как педагогическая проблема / А.И. Моисеенко // Поволжский педагогический вестник. – 2017. – №5. – С. 54-59.
Всего 33 источника