Становление конституционности в государстве неотделимо от процессов, связанных с совершенствованием правовой системы. Конституционные нормы являются основополагающей базой в правообеспечительной деятельности государственных органов, особенно тех из них, которые обеспечивают конституционный правопорядок. В этом смысле базовым элементом в формировании правового государства выступает конституционализация деятельности указанных органов государственной власти как процесс воздействия конституционных норм на механизм реализации публичной власти.
Актуальность данного исследования возрастает с учетом того обстоятельства, что сегодня Россия, ищет варианты совершенствования конституционного строя.
Конституционно-правовой статус прокуратуры как органа государственной власти является предметом многочисленных работ. Единые стандарты построения и деятельности прокуратуры не выработаны.
Известно, что правовое регулирование вносит упорядоченность в организацию общественных отношений, они приобретают свойства правоотношений, которые поощряются и охраняются государством. Очевидно, что правовое регулирование должно исключать двусмысленность, пробелы, противоречивость и т.п. Анализ правового статуса прокуратуры между тем позволяет выявить, как представляется, существенные противоречия и проблемы в его правовом регулировании.
Одна из проблем в области регулирования прокурорской деятельности - расплывчатость нормативного понятия прокуратуры и, как следствие, неопределенность места прокуратуры в системе органов государственной власти.
Конституция Российской Федерации не закрепляет основополагающие характеристики прокуратуры. Положения о статусе прокуратуры отнесены к регулированию Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», который не содержит норм о статусе и месте органов прокуратуры в системе разделения властей. Юридическая литература не имеет единого мнения по указанной проблеме. Научное осмысление этих вопросов, являющихся предметом исследования, требуют изучения теоретических позиций относительно принципов существования прокуратуры как конституционного института.
Проблема определения места прокуратуры в правовой системе Российской Федерации и системе разделения властей заслуживает не только критического освещения, что имеет распространение в юридической литературе и, как любой односторонний подход, порождает заблуждения. Мнение сторонников демонтажа прокуратуры, утверждающих, в частности, что в России прокуратура - рудимент советской авторитарной системы, который должен быть разрушен в ходе происходящих исторических преобразований, что на всех этапах российской истории она была «орудием произвола властей», которому «нет места» в демократическом правовом государстве, что разделение властей не оставляет места для универсального прокурорского надзора, отнюдь не доказано практикой.
Прокуратура в России является эффективным способом защиты граждан и действия законности во всех сферах государственной и общественной жизни, а также реальной гарантией обеспечения конституционных прав и свобод. Об указанном свидетельствует ее доступность для граждан, оперативное рассмотрение обращений в установленные законодательством сроки, бесплатное оказание юридической помощи, широкий круг мер реагирования на выявленные нарушения закона и, как результата, - высокий уровень доверия населения, что способствует утверждению среди граждан Российской Федерации мнения о том, что прокуратура является источником справедливости, действует в интересах государства и общества.
Как отметил Конституционный суд РФ, «задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства».
Выделенные проблемы, исходя из их государственно-правового и общественно-политического характера, требуют концептуального изучения прежде всего в рамках конституционного права России.
Целью исследования является теоретическое изучение сущности органов прокуратуры, рассмотрение правового положения и анализ основных полномочий, осуществляемых данными органами.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
1) изучить законодательство Российской Федерации;
2) определить цели, задачи и структуру органов прокуратуры;
3) провести анализ функций и компетенций прокуратуры в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках защиты основных прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры в современный период.
Предмет исследования - нормы законодательства Российской Федерации, касающиеся указанного объекта исследования, теоретические, исторические, правовые и прикладные аспекты формирования рассматриваемого явления.
Теоретическую базу исследования составили научные труды в области юриспруденции и общественных наук, в частности, работы Бессарабова В., Жидких А.А., Бондарь Н.С., Малешина Д.Я., Козлова А.Ф. и др.
Методология исследования в значительной мере определена характером предмета и объекта излучавшегося явления, поэтому при написании работы были использованы общенаучные и частнонаучные методы познания: формально-юридический, историко-правовой, методы индукции и дедукции, метод структурного анализа, системный и некоторые иные методы.
Глава 1. Теоретико-правовые основы статуса органов прокуратуры
1.1. Понятие и природа органов прокуратуры
С момента своего создания Российская прокуратура является уникальным органом , неотъемлемой частью российской государственности. Определяя тенденции развития прокуратуры в современный период, следует учитывать роль прокуратуры в правовом демократическом государстве, а также тот факт, что ее развитие должно осуществляться в соответствии с потребностями общества и государства.
Прокуратура Российской Федерации как самостоятельный орган государственной власти выполняет задачи обеспечения верховенства закона и представляет единую централизованную структуру органов, осуществляющих от имени Российской Федерации властные полномочия по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, независимо от федеральных и региональных органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений, на основе конституционных принципов законности, единства, гласности, равенства всех перед законом, централизации с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации .
Рассматривая вопрос о понятии органов прокуратуры выделяются различные точки зрения. Прокуратура является легитимным органом, то есть ее организация и компетенция определяются в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) и иным законодательством Российской Федерации. Кроме того, законодательством устанавливается, что прокуратура осуществляет свою деятельность от имени государства – Российской Федерации. Следует особо подчеркнуть, что законодательный статус прокуратуры Российской Федерации устанавливается на самом высоком юридическом уровне – Конституцией Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой и имеющей прямое действие на территории России.
Для достижения стоящих перед прокуратурой Российской Федерации задач она наделена государственно-властной компетенцией, которая реализуется через систему закрепленных полномочий.
Прокуратура РФ имеет территориальный масштаб своей деятельности. Будучи федеральным органом власти. Она распространяет свою деятельность на всю территорию Российской Федерации независимо от конституционно-правовых особенностей статуса некоторых субъектов федерации или специфики отдельных административно-территориальных единиц.
Прокуратура РФ является централизованной системой органов, включающей в себя Генеральную прокуратуру РФ, территориальные и специализированные органы, а также Академию Генеральной прокуратуры, объединяющую все научные и научно-исследовательские прокурорские учреждения (Приложение 1).
Прокуратура является преимущественно надзорным органом. Специфика этого надзора заключается в том что, он охватывает деятельность большей части других органов власти, - всех отраслевых федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также иных государственных и негосударственных органов контроля и надзора.
При этом осуществление надзора не является единственным направлением деятельности прокуратуры. Помимо прочего прокуратура правоохранительный орган. Это означает, что она включена в систему органов государства, специально предназначенных для осуществления правоохранительной функции присущими ей методами. Однако не вся деятельность прокуратуры охватывается содержанием правоохранительной функции .
Следует согласиться с мнением Каинова А.С., который утверждает, что прокуратура – единственный правоохранительный орган, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства, все иные правоохранительные и правозащитные органы могут быть поднадзорны ей .
Российским законом не закреплено легальное определение правоохранительных органов, как и их исчерпывающий перечень однако указанное определение сформулировано в научной литературе посредством обобщения совокупности их признаков.
Представляется, что прокуратура является частью системы правоохранительных органов, однако в большинстве своем прокуратуре не предоставлено право проведения оперативно-розыскной работы и уголовно-правового расследования, что и отличает ее от правоохранительных органов.
По мнению некоторых отечественных ученых, прокуратура является органом надзора центральной (федеральной) власти за деятельностью местных и региональных органов публичной власти. Другими словами, прокуратура выступает в качестве инструмента, позволяющего сохранять единое законодательное пространство федеративного государства, средства укрепления вертикали центральной государственной власти.
На сегодняшний день прокуратура – это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно – распорядительную базу, подготовительные кадры, материально – технические и иные условия для своей деятельности.
Для понимания сущности прокуратуры Российской Федерации ключевое значение имеют ее цели. По законодательному определению целями прокуратуры выступают: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Н.Н. Карпов характеризует прокуратуру как орган государственной власти, исходя из наличия общественно (государственно-) необходимых целей и задач создания и деятельности прокуратуры: ее создания и функционирования в соответствии с прямой конституционной нормой и действующим федеральным законодательством; наличия законодательно установленных полномочий, условий и порядка осуществления прокуратурой своих функций; наличия компонента независимости, самостоятельности прокуратуры от других органов государственной власти при осуществлении ею своих функций и полномочий; наличия законодательно определенных средств осуществления, реализации своих полномочий .
Сущность прокуратуры выражается в том, что прокуратура – это самостоятельный специфический государственный орган, выступающий от имени государства – Российской Федерации.
В первую очередь необходимо определить прокуратуру Российской Федерации как надзорный орган, который осуществляет прокурорский надзор во всех отраслях жизнедеятельности. С другой стороны органы прокуратуры играют существенную роль при осуществлении правосудия (поддержание обвинения от имени Российской Федерации). Установленный Конституцией Российской Федерации состязательный характер отечественного судопроизводства, независимость и верховенство суда обусловливают необходимость существования конституционной государственной функции присутствия представителя государства во всех видах судопроизводства в качестве равноправной стороны для отстаивания в судопроизводстве публичного интереса, каковым в конституционном порядке определяется прокуратура.
Прокуратура определяется как правоохранительный орган, который выполняет правоохранительную функцию (борьба с преступностью). При этом уголовное преследование должно осуществляться органами дознания и предварительного следствия, специально созданными для этого, поэтому представляется нецелесообразным наделение органов прокуратуры полномочиями по осуществлению предварительного расследования, что не свойственно органам надзора. Учитывая, что одним из направлений деятельности прокуратуры является осуществление надзора, в том числе за исполнением законов правоохранительными органами, возложение указанных полномочий приведет к необходимости осуществления надзора за собственными решениями. С одной стороны, борясь с преступностью, а с другой — надзирая за организацией и ходом этой борьбы, практически невозможно качественно и беспристрастно осуществлять надзор. Именно многофункциональность органов прокуратуры в настоящее время не позволяет в полной мере осуществлять надзорные полномочия в достаточно широком круге существующих общественных отношений.
Вывод настоящего параграфа заключается в следующем: для обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, интересов государства и общества нужно пойти по пути освобождения прокуратуры от несвойственных ей как органу надзора функций. Прокуратура как специализированный орган высшего государственного надзора своим единственным предназначением должна иметь только две функции, а именно надзорную и участие в судопроизводстве от имени государства. В связи с чем для совершенствования осуществления деятельности прокуратуры необходимо закрепление в конституционно-правовых нормах элементов, отражающих сущность органов прокуратуры. Закрепление указанных положений позволит определить потребность прокуратуры в существующих правовых отношениях, затем четко определить назначение органов прокуратуры, в соответствии с которыми формируются ее задачи и полномочия.
1.2. Правовое регулирование деятельности органов прокуратуры
Прокуратура в России имела своих предшественников на поприще государственного контроля, наблюдения за исполнением царской воли и выражающих ее законов, указов, повелений. Одна из первых попыток организовать такое наблюдение и контроль за деятельностью государственного аппарата относится ко второй половине XVII в., когда царь Алексей Михайлович образовал Тайный приказ, основная задача которого состояла в том, чтобы «его царские мысли исполнялись все по его хотению». Характерно, что деятельность этого учреждения была строго централизована, замыкалась непосредственно на самодержце — «и в тот приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя». Наделенный правами контрольного органа, Тайный приказ стоял над остальными органами государственного управления. После смерти «Тишайшего» царя этот приказ прекратил свое существование.
Первый этап становления прокуратуры начинается с указа Петра I от 12 января 1722 г. об учреждении при Правительствующем Сенате должностей генерал-прокурора и обер-прокурора, а также прокуроров, состоящих при коллегиях. Должность генерал-прокурора учреждалась в качестве контрольного органа царя над деятельностью Сената - «стряпчего от государя и государства», целиком и полностью подчиненного самодержцу. Изучение показывает, что при всех российских императорах дореформенного периода (с Петра I до Александра I) на генерал-прокуроров, как доверенных лично императору лиц, возлагались обязанности настолько неопределенного характера (контроль и надзор, управление финансовым ведомством, внутреннее управление, управление государственным казначейством и др.), что в отдельные периоды времени контрольно-надзорные функции сращивали с функцией управления, главной деятельностью генерал-прокурора становилось управление, и «генерал-прокурор, а не Сенат, становился маховым колесом всего управления». В царствование Александра I 8 сентября 1802 г. было создано 8 министерств, в том числе министерство юстиции, одновременно совмещая должность генерал-прокурора, входит в состав исполнительной власти.
С учетом указанных обстоятельств, а также того, что вся верховная государственная власть (законодательная, исполнительная, в известной мере и судебная) была сосредоточена в руках самодержавного российского монарха, попытка точного определения места и роли прокурора в системе государственного механизма не может быть однозначно обозначена. Однако, исходя из главной функции власти самодержца, в которой доминирующей являлось управление государством, и функций, которыми наделялись генерал-прокуроры в сфере управления, дают достаточные основания для вывода, что прокуратура по своей организации, характеру деятельности, осуществляемым функциям (в том числе и контрольно-надзорным), подотчетности и подчиненности являлась видом правительственной, исполнительно-контрольной власти императора.
В ходе судебной реформы 1864 года из контрольно-надзорного и исполнительного органа высшей государственной власти империи прокуратура, по существу, стала органом уголовного преследования в структуре ведомства исполнительной власти, в которой она находилась до ликвидации прокуратуры в 1917 году
1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 дек.
2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 ФЗ // Российская газета. — 18.02.1992. — № 39.
3. О поправке к Конституции Российской Федерации о Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации: федер. конституционный закон от 05.02.2014 № 2-ФКЗ (по сост. на 01.10.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. —2014. — № 6. — Ст. 548.
4. О прекращении производства по спору о компетенции, возникшему между Московской областной Думой и Генеральной прокуратурой Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 16-О // Электронная библиотека : судебная система Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – 2019. – Режим доступа : http://sudbiblioteka.ru/ks/docdelo_ks/konstitut_big_351.htm – Загл. с экрана.
5. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 19.05.1994 (ред. от 28.03.1997) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 15.- Ст. 1684.
6. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) //Собрание законодательства. - 1997. - № 51. – Ст. 5712.
7. Семейный кодекс РФ: федеральный закон от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. От 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ.-1996. -№1.-Ст.16.
8. Арбитражный процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 24.07.2002 № 95 – ФЗ (ред. 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. -2002.-№30.- Ст. 3012.
9. Гражданский процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 18.11.2002 № 138-ФЗ (ред. От 03.04.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 46.- Ст. 4532.
10. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 18. 12. 2001 № 174-ФЗ (ред. от 23. 04. 2018) // Собрание законодательства РФ.- 2001. - № 52 (Ч.1) - Ст. 4921.
11. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: федеральный закон от 08.01.1997 № 1- ФЗ (ред.20.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1997.-№2.- Ст.198.
12.О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-I г. Москва (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ.-1995.-№47.-Ст.4472.
13.О внешней разведке: федеральный закон от 10.01.1996 № 5- ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- №3.- Ст. 143.
14.О полиции: федеральный закон от 07. 02. 2011 № 3-ФЗ (ред. от 06. 12.2011) // Собрание законодательства РФ. -2011. -№ 7. – Ст.900.
15.Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция)//Собрание законодательства РФ. – 1995.- №33. -Ст. 233.
16.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. – 2003. - № 3316.
17. О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21.11.2012 No 1563 (ред. от 18.12.2016) // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электр. Дан. – Заглавие с экрана. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.10.2019).
18. О Порядке формирования органами прокуратуры Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Приказ Генеральной Прокуратуры РФ No 783 от 08.11.2019 г. // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие экрана. URL: https://genproc.gov.ru (дата обращения 10.11.2019).
19. О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по привлечению к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления: Указание Генерального прокурора РФ от 14.05.2019 №341/86 // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – Заглавие экрана. URL: https://genproc.gov.ru (дата обращения 10.11.2019).
20. О внесении изменений в распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации от 11.07.2013 № 276/45р «О проведении в органах прокуратуры Российской Федерации общероссийского дня приема граждан»: Распоряжение Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 28.10.2019 №752/9р // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. –Электр. дан. – Заглавие экрана. URL: https://genproc.gov.ru (дата обращения 20.11.2019).
21. О порядке рассмотрения обращений и приѐма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: Инструкция Генерального прокурора РФ No 45 от 30.01.2013 г. // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. –Электр. дан. – Заглавие экрана. URL: https://genproc.gov.ru (дата обращения 20.03.2018).
Специальная литература:
22. Акимов Л. Ю. Взаимодействие прокуратуры с органами государственного контроля (надзора) при осуществлении надзора за исполнением законов в сфере электроэнергетики / Л. Ю. Акимов // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2009. – № 9. – С. 107–111.
23. Байкин И.М. Взаимоотношения прокуратуры и судебной власти в системе разделения властей России / И.М. Байкин // Российский судья. – 2008. – № 7. – С. 7 - 8.
24. Белкин А.А. Вопросы конституционности в деятельности прокуратуры / А.А. Белкин // Конституционная законность и прокурорский надзор. К 275-летию российской прокуратуры. – М., 1997. – 37 с.
25. Березовская С.Г. Вопросы компетенции прокуроров / С.Г. Березовская // Совершенствование правового регулирования прокурорского надзора в СССР. – 1975. – 36 с.
26. Бессарабов, В. Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02, 12.00.11 / В. Г. Бессарабов ; Науч.-исслед. ин-т проблем укрепления законности и правопорядка при Генер. прокуратуре Рос. Федерации. — Москва, 2001. — 483 с. — Библиогр.: С. 461-483
27. Бровин Г.И. Дифференциация прокурорских полномочий / Г.И. Бровин // Проблемы развития социалистической государственности. – 1975. – № 24. – 117 с.
28. Бывальцева С.Г. Современная концепция развития российской прокуратуры / С.Г. Бывальцева // Бизнес, Менеджмент и Право. – 2013. – № 2. – С. 84-86.
29. Ванитова, Р.Р. Прокуратура в механизме государства: Историко-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. / Р.Р. Ванитова ; Башкирский гос. ун-т. — Казань, 2003. — 54 с.
30. Векшин В. П. Конституционно-правовой статус прокуратуры / В.П. Векшин // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2015. – № 1 (45). – С. 3-9.
31. Взаимодействие органов прокуратуры с уполномоченными по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина : пособие / В. Г. Бессарабов [и др.] ; под ред. В.Г. Бессарабова. – М. : Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2012. – 14 с.
32. Винокуров А.Ю. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры [Текст] : избранные статьи / А. Ю. Винокуров. – : 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2012. – 57 с.
33. Винокуров А. Ю. К вопросу о теоретических основах прокурорской деятельности / А. Ю. Винокуров // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2015. – № 1 (45). – 19 с.
34. Дьячков, Д.А. Прокуратура РФ как политико-правовой институт урегулирования конфликтов (на примере Ярославской, Владимирской, Тверской областей): дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. / Д.А. Дьячков ; Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. — Ярославль, 2009. — 143 с.
35. Евдокимов В.Б. О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской Федерации: вопросы теории и практики / В.Б. Евдокимов, Т.А. Тухватуллин // Юридический мир. – 2015. – № 3. – С. 43-49.
36. Закриев Р.А. Соотношение закона и подзаконного акта: общетеоретический анализ / Р.А. Закриев // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. – № 3. – С. 484-486.
37. Зезюлин В.М. О некоторых особенностях разграничения полномочий по осуществлению надзора / В.М. Зезюлин // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. – 1973. – 107 с.
38. Каинов А. С. Прокуратура как особый правоохранительный орган / А. С. Каинов // Юридический журнал. – 2016. – № 3. – С. 105-108.
39. Карпов Н. В. Прокуратура как субъект конституционно-правовых отношений в Российской Федерации / Н. В. Карпов // Уголовное право. – 2016. – № 5. – 112 с.
40. Кобзарев Ф.М. К вопросу о понятийных основах теории организации работы и управления в органах прокуратуры // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. 2016. № 6 (56).
41. Кожевников О.А. Правовое регулирование назначения на должность прокурора субъекта Российской Федерации / О.А. Кожевников // Российский юридический журнал. – 2010. – № 2. – С. 52-56.
42. Кожевников О.А. О некоторых вопросах организации и деятельности российской прокуратуры / О.А. Кожевников // Российский юридический журнал. – 2014. – № 4. – С. 138-139;
43. Козлов А.Ф. Компетенция прокуратуры и организация ее работы : учеб. пособие / А.Ф. Козлов. – Свердловск, 1983. –12 с.
44. Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Б.А. Золотухин [и др.] ; под ред. Б.А. Золотухина. – М. : Издательство Республика, 1992. –59 с.
45. Лонь С. Л. Правоохранительные органы : учебник / С. Л. Лонь. – Томск. : Издательство НТЛ, 2011. – С. 552.
46. Модели и стандарты прокурорской деятельности в современных условиях : учебное пособие / Е.Л. Никитин, Н.В. Кулик. - Санкт-Петербург, 2018. - 80 с.
47. Настольная книга прокурора / О.С. Капинус [и др.] ; под ред. С. Г. Кехлерова, А. Ю. Винокурова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 1024 с.
48. Организация деятельности прокуратур городов, районов, других территориальных и иных специализированных прокуратур : учебное пособие / Э.Б. Хатов. - М., 2018. - 196 с.
49. Перфильев В.М. Сущность прокурорского надзора в гражданском процессе / В.М. Перфильев // Правоведение. – 1971. – №5. – 118 с.
50. Прокурорский надзор в СССР: Учебник / Б.А. Галкин [и др.] ; под ред. Б.А. Галкина. – М. : Юрид. литература, 1982. – 48 с.
51. Росинский, В.В. Правозащитная функция прокуратуры Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. / В.В. Росинский : Московский ун-т МВД России. — М., 2007. — 65 с.
52. Сафонов А.П. Особенности и тенденции развития правомочий прокурорского надзора / А.П. Сафонов // Совершенствование правового регулирования прокурорского надзора в СССР. – М., 1978. – 14 с.
53. Скуратов Ю.И. Современные проблемы развития судебной и правоохранительной системы Российской Федерации / Ю.И. Скуратов . – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та. – М., 2012. – 6 с.
54. Словарь современного русского литературного языка. Т. 10 / под ред. А.С. Герд. – М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1960. – 1020 с.
55. Словарь русского языка. Т. 4 / под ред. А. П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981.– 329 с.
56. Советское государственное право: Учебник / С.С. Кравчук [и др.] ; под ред. С.С. Кравчук. – М. : Юрид. литература, 1980. – 391 с.
57. Субанова Н.В., Раскина Т.В. Методическое обеспечение прокурорской деятельности: состояние и перспективы совершенствования // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. 2016. № 2 (52).
58. Таранцова Д. М. Теоретические вопросы взаимодействия органов прокуратуры с институтом Уполномоченного по правам человека / Д. М. Таранцова // Право и образование. – 2012. – № 2. – С. 78–82.
59. Тарасов Ю. А. Контрольные, правоохранительные и налоговые органы: проблемы обеспечения координации и взаимодействия в ходе борьбы с экономической преступностью / Ю. А. Тарасов // Вестник Академии права и управления. – 2011. – № 22. – 124 с.
60. Федотов А.В. Функция государственного органа: к вопросу интерпретации / А.В. Федотов // История государства и права. – 2009. – № 5. – 5 с.
61. Холмс С. Проблемы посткоммунистической прокуратуры / С. Холмс // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 1999. – № 3. – 48 с.
62. Шалумов М.С. Судебный контроль и прокурорский надзор: не междоусобица, а взаимодействие / М.С. Шалимов // Российская юстиция. – 2001. – № 4. – 21 с.
63. Шобухин, В. Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / В. Ю. Шобухин. — Екатеринбург : УрГЮА, 2005. — 28 с.
64. Энциклопедический словарь правовых знаний (советское право) / под ред. Чхиквадзе В.М. – М. : Советская энциклопедия, 1965. – 196 с.
65. Ястребов В.Б. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» / В.Б. Ястребов. – М. : Норма, 1996. – 4 с.