Введение
Глава 1 Основы государственного финансового контроля
1.1 Становление и развитие государственного финансового контроля
1.2 Содержание, виды, формы и методы государственного финансового контроля
Выводы по Главе 1
Глава 2 Анализ системы государственного финансового контроля
2.1 Органы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере государства
2.2 Механизм осуществления государственного финансового контроля в РФ
Выводы по Главе 2
Глава 3 Направление совершенствования системы государственного финансового контроля в РФ
3.1 Основные проблемы нормативно-правовой и методологической базы государственного финансового контроля
3.2 Пути совершенствования системы государственного финансового контроля
Выводы по Главе 3
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы курсовой работы обусловлено тем, что проблемы государственного финансового контроля в настоящее время в России очень актуальны, так как от их решения зависит то, какими путями, какими темпами осуществляется развитие общества, как обеспечивает государство социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое.
Мировой финансовый кризис 2008 - 2009 гг. со всей очевидностью подтвердил, что действенный, эффективный государственный финансовый контроль - это один из важнейших факторов государственного строительства и мирового правопорядка в целом.
Строгий и действенный государственный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что в свою очередь предполагает ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Но ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена, ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность.
Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.
Цель курсовой работы состоит в комплексном рассмотрении теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля в России с перспективой разработки отдельных предложений по совершенствования государственного финансового контроля.
Объект исследования - государственный финансовый контроль в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают основные проблемы осуществления государственного финансового контроля в России. Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения следующих основных задач:
изучить становление и развитие государственного финансового контроля;
- рассмотреть сущность государственного финансового контроля, характеристика его видов, форм и методов в современных условиях;
- изучить органы, осуществляющие контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере РФ и их полномочия;
- проанализировать механизм государственного финансового контроля в РФ; выявить проблемы государственного финансового контроля в РФ;
- рассмотреть основные проблемы нормативно-правовой и методологической базы государственного финансового контроля;
- предложить пути совершенствования системы финансового контроля России.
Нормативную базу исследования курсовой работы составили: Конституция РФ; действующие международные акты в сфере финансового контроля; федеральные конституционные законы; федеральные законы, содержащие нормы административного и финансового права.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Основы государственного финансового контроля
1.1 Становление и развитие государственного финансового контроля
Ученые называют финансовый контроль в качестве одного из основных видов государственного контроля. Уже 50 лет назад ученые отмечали, что «осуществление финансового контроля базируется на использовании контрольной функции финансов». Финансовый контроль всегда сопутствует процессу обращения к финансам для решения поставленных государственных задач.
На международном уровне действует Лимская декларация о руководящих принципах финансового контроля, принятая в рамках IX Конгресса Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), в которой указано: «...специфические цели государственного финансового контроля, а именно: обеспечение принципов законности, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов, стремление наладить действенное управление экономикой, соответствующая установленным нормам административная деятельность и информирование как государственных инстанций, та к и общественности путем опубликования объективных сообщений, необходимы для стабильности и дальнейшего развития государств в смысле постулатов, лежащих в основе идеологии Организации Объединенных Наций»[ REF _Ref483840058 \r \h , с. 64].
Несмотря на декларативность положений, нормы Лимской декларации - это эталон оценки качества проведения финансового контроля. Некоторые специалисты в области финансового контроля относятся к финансовому контролю как к последней ступени управления финансами, другие полагают, что финансовый контроль - это условие эффективности финансового управления.
Рассматривая понятие «государственный финансовый контроль», следует упомянуть высказывание Л.Н. Овсянникова: «разночтения в законодательных и иных нормативно-правовых актах укреплению финансовой дисциплины не способствуют. Более того, они имеют далеко идущие практические последствия, поскольку отсутствие определения понятия «государственный финансовый контроль» приводит к фактической бесконтрольности в большей части финансовой системы страны, как на федеральном, так и на региональном уровне»[ REF _Ref483840077 \r \h , с. 25].
Термин «государственный контроль» приобрел особую популярность в дореволюционное время, его использовали для обозначения процедуры по проверке реализации принятого государственным органом решения или наблюдения с целью последующей проверки, а также для обозначения непосредственно самого государственного органа контроля.
Как утверждал ученый финансист XIX в. Д. М Львов, понятие «государственный контроль» имеет два значения:
- непосредственно сам орган контроля;
- контрольный процесс[ REF _Ref483840096 \r \h , с. 44].
Подобной позиции придерживались многие теоретики того периода. Как пишет А.А. Ялбуганов, можно выделить единство дореволюционных взглядов по вопросу финансовой контрольной деятельности государства в том, что финансовый контроль являлся направлением государственной деятельности и попадал под регулирование норм конституционного, административного и финансового права в совокупности; в качестве предмета финансового контроля выступало хозяйство «подчиненных ему (государству) общественных организмов, каковы провинции, земства, города и сельские общины»[ REF _Ref483840111 \r \h , с.35].
Несмотря на то, что, как было отмечено выше, существовало двоякое значение финансового контроля, большинство исследований посвящены были изучению финансового контроля непосредственно с точки зрения понимания его как ревизии, проверки[ REF _Ref483840133 \r \h , с. 52].
До начала XX в. под государственным финансовым контролем понималась государственная деятельность «по наблюдению за движением финансового хозяйства в согласовании его с указаниями бюджета», что означало контроль движения не только денежных средств, но и натурального товарооборота.
Значимой работой в науке финансового права стала монография С.А. Котляревского «Финансовое право СССР», в которой впервые был употреблен термин «финансовый контроль» в отграничении от государственного контроля[ REF _Ref483840157 \r \h , с. 32].
В исследованиях 1950-1980-х гг. финансовый контроль уже не рассматривается в значении государственных финансовых органов, а представляет собой отдельное течение государственной финансовой деятельности. Н.А. Ковалева пишет, что «финансовый контроль в СССР - это определяемая особенностям и общественного строя, классовой природой социалистического государства, урегулированная правовыми нормами деятельность уполномоченных органов по проверке, правильности, законности и целесообразности мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств в целях планомерного и эффективного развития народного хозяйства и неуклонного роста материального и культурного уровня жизни трудящихся»[ REF _Ref483840173 \r \h , с. 89].
Э.А. Вознесенский под объектом финансового контроля видит отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов, а сам финансовый контроль рассматривает в виде особой разновидности деятельности государственных органов[ REF _Ref483840195 \r \h , с. 34].
По мнению Н.И. Химичевой, финансовый контроль представляет собой «контроль за соблюдением законности и целесообразности государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов»[ REF _Ref483840209 \r \h , с. 26].
Как считает А.Н. Козырин, финансовый контроль представляет собой деятельность органов государства, которая осуществляется с помощью специальных форм и способов, а также деятельность, в ряде случаев, негосударственных органов, уполномоченных в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, выявления резервов ее повышения, увеличения бюджетной доходности и сохранения собственности в «руках» государства[ REF _Ref483840226 \r \h , с. 25].
Таким образом, финансовый контроль в большинстве случаев рассматривают сквозь призму деятельности, подразумевая, что процесс контроля предполагает затраты труда человека в определенных видах.
Как полагает Е.Ю. Грачева, управленческий процесс является информационным взаимодействием управляющей и управляемой подсистем.
В данном случае очень важно отметить, что финансовый контроль - это своего рода сигнал обратной связи, который приводит к ответственности виновных лиц за допущенные отступления, правонарушения, связанные с реализацией правовых норм, принятие решений управленческого характера, а также представляет собой сведения, необходимые для дальнейшей оптимизации принятых нормативно-правовых актов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)Статья 80// http://www.consultant.ru/search/ 1992-2017.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации"// http://www.consultant.ru/search/ 1992-2017.
3. Указ Президента РФ от 08.06.2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента РФ» // http://www.consultant.ru/search/ 1992-2017.
4. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // http://www.consultant.ru/search/ 1992-2017.
5. Бюджетный кодекс Российской Феде- рации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015)// http://www.consultant.ru/search/ 1992-2017.
6. Дементьев, Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Москва: КНОРУС, 2016.
7. Агаян Ш.А., Мурадова С.Г., Пирская Е.В. Актуальные проблемы формирования доходной части муниципальных бюджетов // Управление экономическими системами (электронный научный журнал). Кисловодск, 2015. - № 3 (63).- С.36.
8. Ангелина, И. А. Теоретико-методологические основы развития государственного финансового контроля: дис. ... доктора экономических наук: специальность 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит, 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством / Ангелина Ирина Альбертовна; М-во образования и науки Донецкой Народной Республики, Гос. орг. высш. проф. образования "Донецкий нац. ун-т экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского". - Донецк, 2015. - 144 с.
9. Андреев А.Г. Правовые основы финансового контроля / А.Г. Андреев, А.Д. Соменков // Финансы. – М. , 2014. – №12. –С. 62 – 64.
10. Артемов, Н. М. Денежно-кредитная политика, как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект): коллективная монография [Текст]. - Москва: Проспект, 2015. - 70 с.
11. Бетанов, В.М. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебное пособие / В. М. Бетанов; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2015. - 149 с.
12. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. - М., 2014. - 240 с.
13. Годин А.М. Бюджетная система РФ: Учебник // 8-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 290 с.
14. Гринкевич Л.С, Н.К Сагайдачная и др. Государственные и муниципальные финансы России. - М., 2014. – 261 с.
15. Замбаев,Х. Н. Государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и пути повышения его результативности : диссертация ... кандидата экономических наук .- Москва, 2016. - 246 с
16. Капран, Н.П. Основы государственного финансового контроля [Текст]: учебное пособие / Н. П. Капран, С. Н. Новиков, В. А. Привезенцев; под науч. ред. В. В. Качака; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБНУ "Аналитический центр". - Москва: Аналитический центр, 2015. - 74 с.
17. Криворотова Н. Ф. Формы и инструменты внешнего воздействия на экономику как составляющие механизма государственного регулирования экспорта / В сборнике: Современные проблемы развития национальной экономики Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 80–84.
18. Минаева, Е.А. Развитие государственного финансового контроля за расходами бюджета на реализацию целевых программ: дис. ... кандидата экономических наук.- Москва, 2015. - 125 с.
19. Мурадова С.Г. Фискальная децентрализация и ее роль в стимулировании экономического роста: вопросы теории и практики // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – № 2 (23). - С. 145-148.
20. Романова М.В. Формирование финансовой политики // Финансы и кредит – 2015. – №8.- с.37
21. Садчиков М.Н. Государственный финансовый контроль как средство обеспечения финансовой безопасности: проблемы правового регулирования // Ленинградский юридический журнал. – 2016. – №4 (30). – С. 107–111.
22. Серебрякова Т.Ю. Государственный финансовый контроль и его формы // Вестник Российского Университета кооперации. – 2015. – №4 (10). – С. 42–46.
23. Степашин C.B.. и др. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2014. - 326 с.
24. Сунников Е.С. Совершенствовать финансовый контроль / Е.С. Сунников // Финансы. – 2012. – №12. – с. 5-7
25. Туманян Ю. Р. Проблемы перехода российской экономики к инновационной модели развития / В сборнике: Актуальные проблемы экономического развития современной России материалы V Международной очной научно-практической конференции. Ответственный редактор — Р. Р. Мукучян. 2015.- С. 152–157.
26. Финансовая система государства [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 "Экономика".- Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2015. - 82 с.
27. Цареградская, Ю.К. Государственный долг России в системе финансового права [Текст]: особенности правового регулирования: монография. - Москва: Проспект, 2016. – 131 с
28. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления / В.З. Шевлоков // Финансы. – 2014. – № – 1. - С. 55 – 56.
29. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – 3-е изд., перераб. и доп. – 2015. – 208 с.
30. Ялбуганов А.Л. Организационно-правовые основы финансового контроля в Российской армии (XIX-XX вв.): дис. ... д-ра юрид. наук. М.,2012. - С. 35