Однако, в исследовательской практике зачастую игнорируются проявления «эффекта интервьюера» и следующие за ним ошибки и смещения. Более того, важно отметить, что смещения, которые квалифицируются как «эффект интервьюера», имеют не случайный, а систематический характер, подчиняясь закону взаимопогашения при увеличении количества опрашиваемых. Эти смещения, которые накладываются друг на друга в процессе анализа и интерпретации полученной эмпирической информации, могут в существенной мере искажать характер корреляции между исследуемыми переменными, усиливая или, наоборот, ослабляя наблюдаемые взаимосвязи, выявленные в результате исследования.
В таких условиях, задача социологов заключается, в первую очередь, в том, чтобы эффективно управлять возможными положительными и отрицательными проявлениями «эффект интервьюера», используя в интересах исследования его возможности и контролирую отрицательные проявления.
Таким образом, актуальность изучения «эффект интервьюера» в современной социологии определяется тем, что его проявление может являться реальной угрозой для искажения эмпирической информации в связи с воздействием исследователя на ход интервью. Это позволит осуществлять своевременный контроль со стороны исследователей за величиной и направленностью возникающих смещений для получения наиболее достоверной информации.
Степень научной разработанности. Изучение проблемы «эффекта интервьюера» не является новой для социологической науки. Еще в процессе становления массовых опросов социальные исследователи указывали на возможные ошибки, привносимые опрашиваемыми в результаты интервью. Однако вплоть до конца 1920-х – начала 1930-х гг. этот тип ошибок не был объектом специального анализа и научного осмысления. Одной из первых работ, посвященных изучению «эффекта интервьюера» можно читать труд С. Райса, который был опубликован в 1929 году, где ученым впервые наглядно демонстрируется опасность смещений, возникающих под влиянием личности интервьюера. После этой работы, все больше исследователей начала обращаться к изучению данной проблемы и предлагать свои варианты ее разрешения.
Объект курсовой работы – определение и изучение особенностей «эффекта интервьюера» в социологическом интервью.
Предмет курсовой работы – выявить особенности «эффекта интервьюера» в социологическом интервью.
Цель курсовой работы – выявить положительные и отрицательные проявления «эффекта интервьюера».
Задачи:
- определить понятие и причины проявления «эффекта интервьюера»;
- выделить распространенные модели «эффекта интервьюера»;
- рассмотреть положительные и отрицательные стороны «эффекта интервьюера» в социологическом интервью;
- изучить методологию организации стандартизированного телефонного интервью;
- исследовать особенности проявления «эффекта интервьюера» в стандартизированном телефонном интервью;
- оценить результаты проведения интервью с включенным «эффектом интервьюера».
Гипотезы:
- Положительными сторонами эффекта интервьюера является то, сто интервьюер, на основании оценки социально-демографических и иных характеристик респондента, может расположить его к беседе, найти правильный подход и снизить вероятность необоснованного отказа в участии в социологическом исследовании.
- Отрицательными проявлениями эффекта интервьюера выступает воздействие личных ценностных ориентаций, взглядов и убеждений на интерпретацию ответов и на ход интервью, подсказки респонденту на основании собственных взглядов и опыта, влияние стереотипных убеждений интервьюера по поводу суждений респондентов, относящихся к определенной социально-демографической, расовой, этнической и т.д. группе.
1 «Эффект интервьюера» в социологическом интервью: понятие, причины, положительные и отрицательные стороны
1.1 Понятие и причины проявления «эффекта интервьюера»
Современные социологические исследование опираются на ряд методов, которые и определяют дальнейший ход исследования и непременно влияют на его результаты.
Опрос является одним из важнейших первичных методов сбора информации. Он предусматривает прямой или косвенный контакт с респондентами (опрашиваемыми) для получения ответов на вопросы об их убеждении, уровень знаний, отношений и т.д. в форме ответов на поставленные вопросы.
Одним из распространенных методов проведения социологического исследования является интервью. Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.
По степени охвата проблематики интервью делят на:
- свободные (глубокие, клинические, фокусные);
- стандартизированные.
Свободное интервью больше напоминает свободную непринужденную беседу, в которой вопрос интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Очень часто свободное интервью выступает началом глубокого, его используют как пробное исследование с целью выявления всех неточностей и недостатков для дальнейшего их предотвращения.
При этом, в процессе интервью значительную роль играет именно взаимодействие и взаимовлияние респондента и интервьюера, которое может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Влияние исследователя на процесс сбора информации проявляется в «эффекте интервьюера».
В современной социологической науке понятие «эффекта интервьюера» определяется как тенденция полученных в результате исследования эмпирических данных варьировать в зависимости от закрепленных за респондентами интервьюеров.
Как отмечает В. Дийкстра, в статистическом аспекте, понятие «эффект интервьюера» обозначает ту часть общей дисперсии ответов, которая может быть каким-либо образом связана с конкретными характеристиками интервьюера.
Между тем, важно подчеркнуть, что эффект интервьюера нельзя сводить только к совокупности смещений в полученных ответах. Спектр его проявлений в социологическом исследовании гораздо шире, и затрагивает комплекс разнообразных реакций респондентов на субъективные и объективные характеристики интервьюера. Влияние исследователя проявляется не только в повышении удельного веса социально желаемых ответов и стремлении респондентов получить в них одобрение, но также и в ослаблении их кооперативных установок, повышении числа неответов на вопросы, снижении уровня информативности полученных данных, изменении длительности исследования и т.д.