Курсовая работа|Социология

Положительные и отрицательные проявления эффекта интервьюера

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2019 | Страниц: 45

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

1 «Эффект интервьюера» в социологическом интервью: понятие, причины, положительные и отрицательные стороны

1.1 Понятие и причины проявления «эффекта интервьюера»

1.2 Распространенные модели «эффекта интервьюера»

1.3 Положительные и отрицательные стороны «эффекта интервьюера» в социологическом интервью

2 Проявление «эффекта интервьюера» (на примере стандартизированного телефонного интервью)

2.1 Методология организации стандартизированного телефонного интервью

2.2 Особенности проявления «эффекта интервьюера» в стандартизированном телефонном интервью

2.3 Оценка результатов проведения интервью с включенным «эффектом интервьюера»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Программа социологического исследования

Приложение Б Бланк вопросов интервью

Однако, в исследовательской практике зачастую игнорируются проявления «эффекта интервьюера» и следующие за ним ошибки и смещения. Более того, важно отметить, что смещения, которые квалифицируются как «эффект интервьюера», имеют не случайный, а систематический характер, подчиняясь закону взаимопогашения при увеличении количества опрашиваемых. Эти смещения, которые накладываются друг на друга в процессе анализа и интерпретации полученной эмпирической информации, могут в существенной мере искажать характер корреляции между исследуемыми переменными, усиливая или, наоборот, ослабляя наблюдаемые взаимосвязи, выявленные в результате исследования.

В таких условиях, задача социологов заключается, в первую очередь, в том, чтобы эффективно управлять возможными положительными и отрицательными проявлениями «эффект интервьюера», используя в интересах исследования его возможности и контролирую отрицательные проявления.

Таким образом, актуальность изучения «эффект интервьюера» в современной социологии определяется тем, что его проявление может являться реальной угрозой для искажения эмпирической информации в связи с воздействием исследователя на ход интервью. Это позволит осуществлять своевременный контроль со стороны исследователей за величиной и направленностью возникающих смещений для получения наиболее достоверной информации.

Степень научной разработанности. Изучение проблемы «эффекта интервьюера» не является новой для социологической науки. Еще в процессе становления массовых опросов социальные исследователи указывали на возможные ошибки, привносимые опрашиваемыми в результаты интервью. Однако вплоть до конца 1920-х – начала 1930-х гг. этот тип ошибок не был объектом специального анализа и научного осмысления. Одной из первых работ, посвященных изучению «эффекта интервьюера» можно читать труд С. Райса, который был опубликован в 1929 году, где ученым впервые наглядно демонстрируется опасность смещений, возникающих под влиянием личности интервьюера. После этой работы, все больше исследователей начала обращаться к изучению данной проблемы и предлагать свои варианты ее разрешения.

Объект курсовой работы – определение и изучение особенностей «эффекта интервьюера» в социологическом интервью.

Предмет курсовой работы – выявить особенности «эффекта интервьюера» в социологическом интервью.

Цель курсовой работы – выявить положительные и отрицательные проявления «эффекта интервьюера».

Задачи:

- определить понятие и причины проявления «эффекта интервьюера»;

- выделить распространенные модели «эффекта интервьюера»;

- рассмотреть положительные и отрицательные стороны «эффекта интервьюера» в социологическом интервью;

- изучить методологию организации стандартизированного телефонного интервью;

- исследовать особенности проявления «эффекта интервьюера» в стандартизированном телефонном интервью;

- оценить результаты проведения интервью с включенным «эффектом интервьюера».

Гипотезы:

  1. Положительными сторонами эффекта интервьюера является то, сто интервьюер, на основании оценки социально-демографических и иных характеристик респондента, может расположить его к беседе, найти правильный подход и снизить вероятность необоснованного отказа в участии в социологическом исследовании.
  2. Отрицательными проявлениями эффекта интервьюера выступает воздействие личных ценностных ориентаций, взглядов и убеждений на интерпретацию ответов и на ход интервью, подсказки респонденту на основании собственных взглядов и опыта, влияние стереотипных убеждений интервьюера по поводу суждений респондентов, относящихся к определенной социально-демографической, расовой, этнической и т.д. группе.

 

1 «Эффект интервьюера» в социологическом интервью: понятие, причины, положительные и отрицательные стороны

1.1 Понятие и причины проявления «эффекта интервьюера»

Современные социологические исследование опираются на ряд методов, которые и определяют дальнейший ход исследования и непременно влияют на его результаты.

Опрос является одним из важнейших первичных методов сбора информации. Он предусматривает прямой или косвенный контакт с респондентами (опрашиваемыми) для получения ответов на вопросы об их убеждении, уровень знаний, отношений и т.д. в форме ответов на поставленные вопросы.

Одним из распространенных методов проведения социологического исследования является интервью. Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.

По степени охвата проблематики интервью делят на:

- свободные (глубокие, клинические, фокусные);

- стандартизированные.

Свободное интервью больше напоминает свободную непринужденную беседу, в которой вопрос интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Очень часто свободное интервью выступает началом глубокого, его используют как пробное исследование с целью выявления всех неточностей и недостатков для дальнейшего их предотвращения.

При этом, в процессе интервью значительную роль играет именно взаимодействие и взаимовлияние респондента и интервьюера, которое может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Влияние исследователя на процесс сбора информации проявляется в «эффекте интервьюера».

В современной социологической науке понятие «эффекта интервьюера» определяется как тенденция полученных в результате исследования эмпирических данных варьировать в зависимости от закрепленных за респондентами интервьюеров.

Как отмечает В. Дийкстра, в статистическом аспекте, понятие «эффект интервьюера» обозначает ту часть общей дисперсии ответов, которая может быть каким-либо образом связана с конкретными характеристиками интервьюера.

Между тем, важно подчеркнуть, что эффект интервьюера нельзя сводить только к совокупности смещений в полученных ответах. Спектр его проявлений в социологическом исследовании гораздо шире, и затрагивает комплекс разнообразных реакций респондентов на субъективные и объективные характеристики интервьюера. Влияние исследователя проявляется не только в повышении удельного веса социально желаемых ответов и стремлении респондентов получить в них одобрение, но также и в ослаблении их кооперативных установок, повышении числа неответов на вопросы, снижении уровня информативности полученных данных, изменении длительности исследования и т.д.

  1. Райс С. Заразная предвзятость в интервью [Электронный ресурс] // American Journal of Sociology. URL: https://www.jstor.org/stable/i328724 (дата обращения 18.12.2019).
  2. Хайман Г., Кобб У., Фельдман Дж., Харт К., Стембер К. Интервью в социальных исследованиях [Электронный ресурс] // Trove. URL: https://trove.nla.gov.au/work/9502997 (дата обращения 18.12.2019).
  3. Дийкстра В. Как ошибки интервьюера могут повлиять на результаты исследования и эффекты интервьюера [Электронный ресурс] // Research Gate. URL: https://www.researchgate.net/publication/225725303 _How_interviewer_variance_can_bias_the_results_of_research_on_interviewer_effects (дата обращения 18.12.2019).
  4. Гроувз Р., Чалдини Р., Купер М. Понимание решения участвовать в опросе [Электронный ресурс] // Public Opinion Quarterly.. URL: https://www.jstor.org/stable/2749203?seq=1 (дата обращения 18.12.2019).
  5. Рогозин Д.М. Влияние интервьюера на доступность респондентов [Электронный ресурс] // Социологический журнал. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-intervyuera-na-dostupnost-respondentov-v-telefonnom-oprose (дата обращения 18.12.2019).
  6. Мягков А.Ю., Журавлева И.В. Эффект интервьюера: опыт количественной оценки в персональном интервью [Электронный ресурс] // Социология: 4 М. URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/soc4m/ article/view/4068 (дата обращения 18.12.2019).
  7. Проскурина Д.А. Эффект ожиданий интервьюера: проблемы и перспективы экспериментальных исследований [Электронный ресурс] // Вестник ИГЭУ. URL: http://ispu.ru/files/str._34-36.pdf (дата обращения 18.12.2019).
  8. Лосенкова Н.А., Галашова Н.Б. Аудиоконтроль полевых работ в телефонных опросах: мнение интервьюеров//Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 77-96.
  9. Захарова А.А. Опыт исследования влияния формата вопроса на ответы респондента // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 10. С. 93-95.
  10. Белановский С.А. Глубокое интервью и фокус-группы. М. : Издательские решения, 2018. 373 с.
  11. Гроувз Р. Измерение и объяснение эффектов интервьюера в централизованных телефонных опросах [Электронный ресурс] // Public Opinion Quarterly. URL: https://psycnet.apa.org/record/1987-20687-001 (дата обращения 18.12.2019).
  12. Мягков А.Ю., Журавлева И.В. Эффект ожиданий интервьюера в персональном интервью [Электронный ресурс] // Социологический журнал. URL: https://www.jour.isras.ru/index.php/socjour/article/view/836 (дата обращения 18.12.2019).
  13. Рогозин Д.М. Ошибки ввода данных открытых вопросов [Электронный ресурс] // Социология: 4 М. URL: https://www.jour.isras.ru/ index.php/soc4m/article/view/4005 (дата обращения 18.12.2019).

Всего 25 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское