Введение
1 Теоретические основы упрощенной системы налогообложения и оценки её эффективности
1.1 История развития налоговой системы РФ
1.2 Экономическая сущность УСНО
1.3 Анализ эффективности использования УСНО по сравнению с другими видами налогообложения малых предприятий
- Анализ упрощенной системы налогообложения и оценка эффективности ее применения в ООО «эМ эЛ эС Система»
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «эМ эЛ эС Система»
2.2 Оценка эффективности использования УСНО в ООО «эМ эЛ эС Система»
2.3 Разработка рекомендации по совершенствования применения УСНО в ООО «эМ эЛ эС Система» заключение
Заключение
Список использованных источников
Приложения
В современных условиях роль малого предпринимательства трудно переоценить, так как оно не только способствует оптимизации структуры рынка и содействует росту занятости населения, но и формирует значительную часть валового внутреннего продукта. Если в экономически развитых странах на долю малых предприятий приходится до 70 % объема произведенной промышленной продукции, то в России этот показатель не превышает 20 %. Не всякое предприятие может относиться к предприятиям малого бизнеса.
Малые предприятия выполняют не только экономические, но и социальные функции, как стимулируя наращивание инновационного потенциала, так и развивая предприимчивость населения, содействуя его занятости. Благодаря этому укрепляется такой важный сектор экономики, как малое предпринимательство. Однако количество малых предприятий в последние годы имело тенденцию к снижению, а доля выживших в течение 3 лет после их регистрации невысока.
В современных условиях переход к инновационному развитию экономики и ее модернизация являются одним из ключевых факторов активизации экономического роста России. Внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса новых, передовых технологий, форм организации труда и управления особенно актуально в сфере малого бизнеса, поскольку именно малые предприятия выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Роль малого бизнеса в основных параметрах развития нашей страны значительно ниже по сравнению с индустриальными странами. Так, по числу малых предприятий Россия отстает от США в 93 раза, от Японии - в 7,7 раза, от Италии - в 4,7 раза; по доле вклада малых предприятий в ВВП - от Франции в 5,6 раза, от США - в 4,7 раза; по доле занятых в малом бизнесе - от Японии - в 8,1 раза, от Италии - в 7,6 раза, от США и Франции в 5,6 раза.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в России государственная поддержка малого бизнеса осуществляется не всегда целенаправленно и потому недостаточно эффективна. На пути экономического развития малого бизнеса в России имеется множество проблем как финансово-экономического, так и организационного характера, которые могут быть решены посредством эффективного использования всей гаммы инструментов государственного регулирования, в том числе и с помощью налоговой политики. В этой связи в условиях Российской Федерации чрезвычайно интересным и полезным представляется изучение опыта налогообложения субъектов малого бизнеса развитых зарубежных стран.
На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в индустриальных странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории и потребностями, которые возникали в процессе развития научно-технического прогресса.
В настоящее время преимущества института малого предпринимательства использованы недостаточно.
Недостаточная развитость отечественного малого бизнеса вызывает необходимость оказания ему государственной поддержки в различных направлениях, включая и сферу учета и отчетности. На наш взгляд, отрицательным моментом, сдерживающим сегодня развитие малого предпринимательства в России, является отсутствие достоверной информации о состоянии малых предприятий и результатах их деятельности. Подобная информация необходима как для государства, устанавливающего политику развития малого предпринимательства, так и для инвесторов, обеспечивающих приток финансовых ресурсов в малый бизнес. В результате на первый план выходит задача реформирования бухгалтерского учета и отчетности малых предприятий, решение которой позволит повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность предприятий малого бизнеса.
Динамика роста малых предприятий имеющая место в последние годы свидетельствует о том, что этот сектор экономики находится на таком этапе развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация производственной и инвестиционной деятельности малых предприятий, осуществление прогрессивных структурных сдвигов в стране. Развитию малого предпринимательства объективно способствует совершенствование системы бухгалтерского учета, создание благоприятных финансово-экономических условий для устойчивого развития хозяйствующих субъектов малого бизнеса.
Одной из серьезнейших проблем Российской экономики являлся недостаток у государства финансовых ресурсов, вызванный в определяющей мере низким поступлением налогов в бюджеты всех уровней. Необходимо развивать предпринимательство, в том числе малое предпринимательство. Практика показала, что для субъектов малого бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, необходимо снизить налоговое бремя и упростить порядок ведения учета и отчетности.
Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы заключается разработке путей повышения эффективности применения упрощенной системы налогообложения.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты и рассмотреть основные налоговые систем
- ознакомиться с порядком налогообложения в организации
- сформулировать направления повышения эффективности налогообложения в организации
Объектом наблюдения в выпускной квалификационной работе выступает общество с ограниченной ответственностью «ЭМ эЛ эС Аи Ти Система».
Предметом исследования выступает система упрощенная система налогообложения.
Теоретической и методической основой проведенного исследования послужили действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, а так же труды и публикации отечественных ученых и практиков в области исследования учета.
Информационной базой работы явились локальные нормативные документы, бухгалтерская (финансовая) отчетность, фактические данные ООО «ЭМ эЛ эС Аи Ти Система» за 2012-2013 гг.
1 Теоретические основы упрощенной системы налогообложения и оценки её эффективности
1.1 История развития налоговой системы РФ
В отечественной науке налогового права на сегодняшний день не сложилось единого мнения по вопросу о понятии налоговой системы. Очевидно, во многом такая ситуация обусловлена отсутствием ее легального определения. "Понятие "налоговая система" относится к наиболее сложным проблемам юридической и экономической наук. Данная категория широко используется в научных и учебных работах, особенно при рассмотрении вопросов налогов и налогообложения. Однако, несмотря на значительное количество доктринальных формулировок данного понятия, до сих пор... отсутствует единое научно обоснованное понимание ее сущности", - пишет Э.Д. Соколова и рассматривает налоговую систему как правовую форму налогообложения, определяемого экономическими условиями развития общества, функционирующего в условиях действия рыночных отношений[1].
Как экономическая категория налоговая система и в минувшем столетии, и до настоящего момента не имеет в научной литературе однозначного толкования. Во многом разные ее трактовки можно обнаружить в современных российских источниках. Вместе с тем представляется, что и в разных экономических системах априори должны существовать различающиеся по своей сути налоговые системы. Например, налоговые системы социалистических стран периода 1950 - 1980-х гг., имея общие черты между собой, существенно отличались от налоговых систем развитых капиталистических стран.
В советское время понятие "налоговая система" определялось как "совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения". Что касается начала современных российских экономических реформ, то в Законе РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" понятие "налоговая система" трактовалось так же вполне лаконично: "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему"[2]. Отдельные исследователи трактуют эту категорию излишне односторонне. В частности, О. Еремеева считает, что "под налоговой системой любой страны понимается совокупность трех основных видов налогов и сборов: федеральных... региональных... и местных" [9, с. 172]. Недостатки данного определения очевидны. Вся налоговая система сводится здесь лишь к делению налогов и сборов по территориальному признаку. К тому же игнорируется тот факт, что далеко не все страны имеют именно федеративное устройство, а потому и налоги в этих странах по данному признаку либо подразделяются на государственные и местные, либо вообще никак не подразделяются.
Наряду с упрощенными трактовками понятия "налоговая система" в современной литературе нередко встречаются и слишком усложненные его варианты. Так, например, О. Абдурахманов включает в это определение не только совокупность налогов и сборов, налоговое законодательство и налоговый контроль, но и "принципы построения налоговой системы", что абсолютно излишне[3]. Однако одной из самых неприемлемых дефиниций налоговой системы можно считать следующее: "Государственная налоговая система - совокупность императивных форм обобществления части совокупного дохода корпораций и граждан, структурированная в подсистемы подоходных, потребительских, ресурсных и имущественных налогов, а также комплекс экономико-правовых и методико-функциональных принципов и реализующих их действий государственных органов управления в лице финансовых и налоговых администраций"[4]. Представляется, что характеристика данного определения как "тяжеловесного и сложного" вполне оправданна[5].
Налоговая система - это совокупность некоторого оптимального количества налогов и сборов, что "является взаимным исправлением тех неточностей и неравномерностей, которые создаются в этих налогах". Однако и в настоящее время периодически раздаются призывы к отмене если не всех, то большей части налоговых платежей с одновременной заменой их неким универсальным налогом либо очень ограниченным их числом. Например, Т. Юткина, рассматривая различные законопроекты, касающиеся в том числе снижения общего числа налогов, заключает: "Это крайне актуально сегодня. Для переходной экономики России можно вообще установить особый режим налогообложения, например по Явлинскому: один-два налога на производителя, один на работника. Такая неэкономическая и крайняя мера способна внести наконец ясность в налоговые взаимоотношения и стабилизировать кризис государственных финансовых ресурсов". Упомянутая "ясность", действительно, способна "стабилизировать" разве что только кризис, но отнюдь не государственные финансы или российскую экономику.
Приведенные суждения ряда отечественных исследователей достойны критики, поскольку все они игнорируют многовековую историю развития налогообложения. Вместе с тем, например, в грузинской академической среде в настоящее время культивируется и вовсе максимально радикальный взгляд на содержание налоговой системы. Так, академик В. Папава (в недавнем прошлом министр экономики Грузии (1994 - 2000 гг.) и проф. Т. Беридзе считают, что "сбор налогов... [есть] не что иное, как государственный рэкет... следуя рыночным принципам, государственный сектор вместо сбора налогов должен брать взаймы деньги у частных лиц и корпораций... в рыночной системе... нет места насильственно собираемым налогам; их место занимают безвозвратные, но приносящие проценты государственные займы". Что касается займов, то в нормально функционирующей рыночной экономике последние хотя бы в принципе должны иметь именно возвратный характер. Близкие к данным рассуждениям попытки отдельных российских исследователей представить налог как долговое отношение также не выдерживают критики. Ведь для того, чтобы долговое отношение возникло, будущий плательщик должен предварительно взять в долг. Коль скоро при обязанности уплаты налога данного действия не было, то и все рассуждения по этому поводу не имеют никакого ни методологического, ни тем более практического значения.