1. Правовой статус монарха в зарубежных странах (на примере Японии и Испании)
2. Судебная власть в зарубежных странах (на примере Италии и Франции)
3. Сравнительная характеристика высших органов законодательной власти США и Германии
Список использованной литературы
1. Правовой статус монарха в зарубежных странах (на примере Японии и Испании)
Практически во всех странах мира существует институт главы государства. В монархиях – это монарх, получающий власть по наследству и осуществляющий свои функции пожизненно. В республиках – это президент, избираемый из числа граждан на определенный срок (иногда глава республики может называться по-иному).
В каждой стране мира положение главы государства своеобразно. В зависимости от места в системе разделения властей глава государства может быть :
- главой исполнительной власти;
- не возглавляя ни одну из ветвей власти, иметь особый статус – быть арбитром, посредником между ветвями власти;
- одновременно быть главой законодательной, исполнительной, судебной, а часто и духовной (религиозной) власти (последнее встречается очень редко в современном мире, главным образом, в абсолютных монархиях Персидского залива);
- символом власти и государства, не имеющим реальных полномочий.
Глава государства – это государственный орган (наряду с парламентом, правительством и др.) и должностное лицо одновременно.
Испания – конституционная парламентская монархия.
В соответствии со статьей 56 Конституции Испании король является главой государства, символом его единства и преемственности, арбитром и примирителем в постоянной деятельности государственных органов. Он осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях, особенно с народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет также функции, предоставленные ему Конституцией и законами.
Порядок престолонаследия установлен статьей 57 Конституции Испании. В Испании действует система наследования трона по закону.
Согласно указанной статье: «Испанская Корона наследуется преемниками Его Величества Дона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследника исторической династии. Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородства и представительства, отдается предпочтение предшествующей ветви перед последующими, в той же ветви – более близкой степени родства, при той же степени родства – мужчине перед женщиной, при том же поле – старшему перед младшим.
Наследный Принц со дня его рождения или же с момента, когда он таковым будет провозглашен, обретает достоинство Принца Астурийского, так же, как и все остальные титулы, традиционно относящиеся к наследнику испанской Короны».
Необходимо отметить, что в отсутствие законных наследников судьбой трона распоряжаются субъекты, обладающие учредительными полномочиями. В случае если угасают все ветви династии, имеющие право на наследование Короны, Генеральные Кортесы решают вопрос о наследовании в наиболее подходящей для интересов Испании форме.
Супруга Короля или супруг Королевы не могут осуществлять конституционных функций, кроме функций регента при несовершеннолетнем Короле.
Если Король окажется неспособным к исполнению своей власти и эта неспособность признается Генеральными Кортесами, то регентом становится незамедлительно Наследный Принц, если он достиг совершеннолетия. Если он несовершеннолетний, то регентом являются его мать или отец.
В случае если нет никого, кто имеет право наследования стать регентом, Генеральные кортесы назначают регентство в составе одного, трех или пяти человек, которые должными быть испанцами и совершеннолетними.
Полномочия Короля как главы государства закреплены в статье 62 Конституции Испании. Король обладает следующими полномочиями:
а) подписывает и обнародует законы;
б) созывает и распускает Генеральные кортесы и назначает выборы в порядке, предусмотренном Конституцией;
в) назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией;
г) предлагает кандидата в председатели Правительства и, при необходимости, назначает или освобождает его от должности в соответствии с условиями, предусмотренными в Конституции;
д) по представлению председателя Правительства назначает на должность членов Правительства и освобождает их от должности;
е) издает согласованные в Совете Министров декреты, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетные звания в соответствии с законами;
ж) осведомлен о государственные делах и председательствует в силу этого на заседаниях Совета министров, когда сочтет это необходимым, по просьбе председателя Правительства;
з) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;
и) осуществляет право помилования в соответствии с законом, который не предусматривает всеобщих амнистий;
к) оказывает высшее покровительство королевским Академиям.
1. Конституции государств Азии. Том 3. Дальний Восток. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010.
2. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. – 8-е изд., исправл. и доп. – М.: Инфотропик Медиа, 2012.
3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть.: Учеб. для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. – 4-e изд., обновл. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. – 896 с.
4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А.С. Автономов. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 476 с.
5. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.Е. Чиркин. – 8-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 528 с.
6. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. – 374 с.
7. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие / А.А. Тимошенкова – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 135 с.
8. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. – М.: Статут, 2013. – 520 с.