Введение
Глава I. Уголовно-правовая характеристика побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
1.1. История законодательства об ответственности за побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
1.2. Объективные признаки побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
1.3. Субъективные признаки побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
1.4. Квалифицированные виды побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
Глава II. Криминологическая характеристика побегов и причины их совершения
- 1. Причины и условия, способствующие совершению побегов
2.2. Основные направления совершенствования деятельности исправительных учреждений по предупреждению побегов
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Процесс радикального реформирования государственности повлек массу сложнейших социально-экономических, политико-правовых, нравственно-идеологических проблем, концентрирующихся в процессах социальной и функционально-структурной дезорганизации, которая непосредственно проецируется на уголовно-исполнительную систему (УИС), аккумулирующую в себе патологии даже нормально функционирующего общества. Условия системного кризиса общества и государства сопровождаются обострением противоречий во всех сферах жизни, вызвавших резкий рост преступности в т.ч. и в местах лишения свободы.
В структуре преступности мест лишения свободы на протяжении ряда лет ведущее место занимают побеги (около16%, а в иные годы до 20%), представляющие собой опасное посягательство на интересы правосудия и нормальную деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы. Побеги снижают общепревентивное значение уголовного наказания. На их ликвидацию расходуются значительные средства, мобилизуется значительное число личного состава ОВД, что препятствует их нормальной деятельности в решении повседневных задач борьбы с преступностью.
Бежавшие фактически ставят себя в условия нелегального существования и поэтому, как правило, единственным источником их существования становится преступная деятельность, вовлечение в нее других лиц.
В последние годы число побегов значительно выросло. Так, в 2009 году было зарегистрировано 785 побегов, в 2010 году - 548, в 2011 году - 504, в 2012 году - 644, в 2013 году - 836, в 2014 году 430. Было выявлено лиц, совершивших эти преступления: в 2008 году - 782, в 2009 году - 597, в 2010 году - 570, в 2011 году - 615, в 2012 году – 810 .[1]
Побеги препятствуют достижению целей уголовного наказания и, прежде всего, предупреждению совершения новых преступлений. На их ликвидацию расходуются значительные средства, мобилизуются силы личного состава учреждений ФСИН РФ и ОВД, что препятствует их нормальной деятельности.
Общественная опасность побегов заключается и в том, что часто они бывают сопряжены с совершением других тяжких преступлений против собственности и против личности. Ежегодно в розыске находятся порядка двух тысяч бежавших преступников, фиксируется высокий уровень групповых и вооружённых побегов (от 3 до 9 %.). Среди лиц, совершивших побеги, осуждённые к длительным срокам лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений составляют ежегодно от 37 до 58 %. Всё это свидетельствует об актуальности рассматриваемой темы и необходимости противодействия преступлениям данного вида.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с совершением побегов из учреждений уголовно-исполнительной системы, ОВД и их предупреждением.
Предметом исследования является действующее уголовное, уголовно-исполнительное законодательство, регулирующие вопросы ответственности за совершение побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, судебная практика, практика органов дознания и следствия, а также учреждений уголовно -исполнительной системы.
Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность и особенности квалификации побега из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью решения следующих задач: 1) изучить объективные признаки побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; 2) рассмотреть субъективные признаки побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; 3) охарактеризовать квалифицированные виды побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи; 4) рассмотреть причины и условия, способствующие совершению побегов; 5) предложить основные направления совершенствования деятельности исправительных учреждений по предупреждению побегов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Уголовно-правовая характеристика побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
1.1. История законодательства об ответственности за побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи
Развитие уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, в России до 1917 года прошло в два основных этапа. Уголовная ответственность была впервые установлена законодателем в Уложении 1845 года. В части 3 статьи 336 Уложения была впервые сформулирована норма, устанавливающая уголовную ответственность за побег осужденных или заключенных под стражу. Объектом в данном преступлении являлся порядок управления. Объективная сторона заключалась в незаконном самовольном оставлении осужденным места лишения свободы, не сопряженном с повреждением инженерно-технических средств охраны и применением насилия к персоналу мест лишения свободы. Для лиц, заключенных под стражу, в части 1 статьи 339 за побег устанавливалась лишь дисциплинарная ответственность. Дифференциация уголовной ответственности проводилась в зависимости от вида пенитенциарных учреждений .
Вторым этапом развития уголовного законодательства об ответственности за побег явились нормы Уголовного Уложения 1903 года. Глава VII «О противодействии правосудию» содержала статьи с 173 по 177, в которых законодатель значительно изменил свой подход. Прежде всего, был изменен видовой объект. Судебная реформа 1864 года привела к тому, что видовым объектом стали являться цели и задачи правосудия, а не порядок управления, как это было в Уложении 1845 года. Кроме этого, законодатель стал одинаково расценивать побег из места лишения свободы и побег из места заключения как преступление.
В целях стимулирования борьбы с побегами 23 мая 1901 г. утверждены Временные правила о дисциплинарной ответственности содержащихся под стражею в тюрьмах и исправительных арестантских отделениях и о предупреждении побегов арестантов; в 1906 г. приняты Правила о наградах, выдаваемых за поимку арестантов и ссыльных, учинивших побег, в соответствии со ст. 415 Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных. Согласно этому акту за поимку беглых арестантов из мест заключения, из-под стражи при этапировании, ссыльных из мест поселения всем участвующим в задержании выдавалась денежная премия в размере трех рублей каждому за одного арестанта или ссыльного. Средства на премирование взыскивались с лиц, укрывавших беглых. При невозможности их установить - средства отпускались из казны.
На основании Инструкции об употреблении оружия чинами тюремной администрации и стражи, утвержденной Министром юстиции 17 октября 1907 г., за служащими тюремного ведомства закреплено право применения оружия против арестантов и других лиц в целях пресечения побегов заключенных. В совокупности с выплатами стимулирующего характера за поимку беглых арестантов данная мера привела к сокращению количества побегов. В расчете на каждую тысячу среднего ежедневного количества заключенных приходилось бежавших арестантов: в 1905 г. - 23; 1906 г. - 29; 1907 г. - 20; 1908 г. - 8; 1909 г. - 8; 1910 г. - 7; 1911 г. - 7; 1912 г. - 7; 1913 г. - 714. Таким образом, относительное число побегов (в расчете на 1 000 человек) снизилось в 1912-1913 гг. в четыре раза по сравнению с критическим периодом 1905-1907 гг.
На 124 418 заключенных, находящихся в местах лишения свободы в 1913 г.15, согласно отчету Главного тюремного управления совершено 1 169 побегов, а также 89 случаев подкопов и взрывов, при этом 573 бежавших продолжали находиться в розыске.
Общая тюремная инструкция 1915 г. 17 установила, что «первый и важнейший долг службы чинов тюремной администрации и стражи состоит в недопущении побегов, находящихся под их охраною и наблюдением преступников» (ст. 5). О важности профилактики побегов говорит тот факт, что первой обязанностью начальника тюрьмы было «распределение караульной службы чинов тюремной стражи, чтобы исключить возможность побегов» (ст. 14). В случае побега начальник немедленно сообщал об этом не только губернскому тюремному инспектору, но и лицу прокурорского надзора, жандармской полиции, судебной или следственной власти, а сам проводил письменное или устное расследование и дознание (ст. 26, 28).
Основная задача по профилактике побегов Общей тюремной инструкцией возлагалась на помощника начальника тюрьмы по заведыванию административным порядком, который следил за исправностью караула, смен и сигнализации, обучением стрельбе надзирательского состава, знанием караульной службы, производством обысков в целях обнаружения и изъятия запрещенных вещей и предметов. В свою очередь, на помощника начальника тюрьмы по заведыванию хозяйственной частью возлагалась обязанность следить за исправностью тюремных строений и приспособлений (ст. 36, 37).
Все чины тюремной стражи, несущие службу на внутренних постах, «всемерно предупреждают побеги и принимают все меры, чтобы каждое помещение, порученное их надзору, было ежедневно тщательно осмотрено, и бдительно наблюдают за поведением арестантов» (ст. 14). Надзиратели, несущие службу привратников, впускали и выпускали из тюрьмы людей с обязательным осмотром документов, осуществляли обыск входящих, выходящих арестантов и повозок; несущие службу на наружных постах наблюдали за тюремным зданием или оградой, за арестантами, находящимися вблизи их поста, в целях предупреждения побегов (ст.88, 109, 110, 112, 114).
В случае побега заключенного, тюремная администрация могла вызвать войска в соответствии со ст. 1 Правил о призыве войск для содействия гражданским властям, а согласно Уставу конвойной службы 1909 г. конвойная стража могла сопровождать арестантов из тюрем в присутственные места или осуществлять внешнюю охрану тюрем в виде постоянной или временной меры, с разрешения командующих войсками в округах. Для противодействия побегу заключенного персонал мог применять оружие в соответствии с Инструкцией об употреблении оружия чинами тюремной администрации и стражи (ст. 1).