Введение
Глава 1. История развития системы наказаний в РФ и по зарубежному законодательству
1.1 Система наказаний в советский период
1.2 Система наказаний в современное время
1.3 Сравнительный анализ системы наказаний России и зарубежных
стран
Глава 2. Система наказаний в уголовном праве РФ
2.1 Понятие системы наказаний в теории уголовного права
2.2 Цели и классификация наказаний
Глава 3 Виды наказаний и их характеристика
3.1 Наказания, не связанные с лишением свободы
3.2 Наказания, связанные с лишением свободы
3.3 Наказание в виде смертной казни
Заключение
Библиографический список
Происходящие в обществе и государстве социально-политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключаются из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловленные общими изменениями и потребностями в общественно-политической, экономической и идеологической сферах.
Под системой наказаний принято понимать установленный Уголовным кодексом исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности исходя из степени их тяжести.
Система наказаний базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.
Система наказаний не является абстрактной категорией, а является продуктом человеческой деятельности, которая призвана собой регулировать общественные отношения. Проблема "преступление-наказание" существовала всегда, со времен появления человека и сохранялась до наших времен. Рассматривая систему уголовных наказаний как категорию, входящую в более обширную систему наказаний, являясь ее составной частью, можно сказать, что она взаимодополняет ее и воздействует друг с другом. Вместе с тем, будучи подсистемой системы мер юридической ответственности, система наказаний обладает своими специфическими чертами и качественного и количественного порядка. Ни в одной подсистеме, кроме уголовно-правовой, нет столь суровых мер, таких как: смертная казнь, лишение свободы на длительные сроки. Только применение наказания к виновному лицу влечет судимость в виде установленных законом неблагоприятных последствий.
Глава 1. История развития системы наказаний в РФ и по зарубежному законодательству
1.1 Система наказаний в советский период
По окончании октябрьской революции 1917 г. советская власть полностью приняла отказ от установившейся в российском уголовном праве системы наказаний.
Само по себе наказание стало политическим инструментом. В тот период появилось огромное количество новых видов наказаний, никак не связанных с лишением свободы, которых не знала не только лишь дореволюционная российская система наказаний, да и системы наказаний многих капиталистических государств: предупреждение; денежные вычеты в тройном размере, причитавшиеся за время отсутствия в части; лишение навсегда либо на срок всего земельного надела или его части; денежный штраф; принудительное политическое воспитание; помещение на видном месте приговора либо же специальное издание опровержения неверных сведений; лишение карточек; исключение из объединения; возмещение причиненного ущерба; принуждение к действию, не представляющему физического лишения; публичное порицание; доведение до сведения организации, в которой работает наказуемый, о совершенном им правонарушении; выговор; серьёзный революционный выговор; секвестр и конфискация имущества; запрещение исполнять ту либо иную работу; воспрещение занимать ту или иную должность; высылка из определенной местности; общественные принудительные работы; принудительные работы на рудниках; перевод па тяжелые принудительные работы без лишения свободы в том же предприятии или вне такового на срок до 6 месяцев; направление в штрафную часть; направление на фронт; лишение всех либо некоторых политических прав [1].
Особенную популярность в своём роде приняли принудительные работы. В законодательстве и судебной практике периода, который рассматривается, часто встречаются две разновидности этого наказания: принудительные работы без лишения свободы и работы, которые назначаются дополнительно к лишению свободы. Принудительные работы, которые не сопряжены с лишением свободы, сразу же нашли большую поддержку у Советского правительства и, конечно же, получили обширное распространение. Этому способствовали следующие характеристики, которыми обладало новое наказание. Во 1-х, отбывание принудительных работ никак не было связано с изоляцией осужденных от общества. Во 2-х, само по себе оно предусматривало неукоснительное участие осужденных в труде. В 3-х, принудительные работы в стране «с огромным доминированием мелкособственнического населения» оказались продуктивным средством борьбы с мелкобуржуазными предрассудками и стихийностью. В 4-х, принудительные работы назначались на определенный срок, который предполагал возможность долгое время контролировать трудовую деятельность осужденных, их поведение и, разумеется, весь стиль жизни. В 5-х, принудительные работы оказались сложными для правонарушителей и стремительными для выполнения. Суды, вынося данное наказание, не занимались его исполнением. Определённый контроль за этим определялся, как правило, на трудовые коллективы, служащих НКВД, либо представителей общественности. Присутствие неопределённости порядка выполнения принудительных работ, также все более частое их применение определило вопрос об образовании специального органа, которое ведает организацией принудительных работ. В 1919 г. такой орган был создан в виде Бюро принудительных (исправительно-трудовых) работ при Московском Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Система наказаний в советском уголовном праве в первый раз была разработана в «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» в 1919 году. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. в качестве наказаний, не сопряженных с лишением либо физическим ограничением свободы, предугадал: а) изгнание из пределов РСФСР на срок либо бессрочно; б) принудительные работы без содержания под стражей; в) условное осуждение; г) конфискация имущества, полная либо частичная; д) штраф; е) поражение прав; ж) увольнение от должности; и) общественное порицание; к) возложение обязанности загладить вред. Кодификация уголовного законодательства принесла большую определенность и в вопрос об исполнении наказаний без изоляции от общества. Согласно ст. 51 УК РСФСР 1922 года надзор и руководство по исполнению приговоров к принудительным работам без содержания под стражей возлагался на Центральный Исправительно-Трудовой Отдел Народного Комиссариата Юстиции и его органы на местах, осуществляющие свое управление через бюро принудительных работ. Последние вели учет присужденных к принудительным работам и направляли их на работы через отделы труда (исполнительных комитетов советов). С принятием Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. был установлен новый порядок выполнение принудительных работ, согласно которому осужденные продолжали трудиться на прежней работе.
Следующий шаг развития уголовного законодательства напрямую связан с образованием Союза Советских Социалистических республик. В 1924 году была принята общесоюзная Конституция и 1-й общесоюзный Закон - «Главные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик». Вместе с отказом от термина «наказание» советское правительство пробовало «избавиться» и от таких определений , как «адвокат», «прокурор» и др.