Введение
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО УСТРОЙСТВА ОСУЖДЕННЫХ, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
1.1. История развития института правового регулирования трудового устройства осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы в России
1.2. Правовой статус лиц, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ОСУЖДЁННЫХ, ГОТОВЯЩИХСЯ К ОСВОБОЖДЕНИЮ
2.1. Основные направления деятельности учреждений уголовно- исполнительной системы в процессе трудоустройства осужденных, готовящихся к освобождению
2.2. Специфика регулирования трудового устройства различных категорий осужденных, готовящихся к освобождению
2.3. Проблемы и пути совершенствования механизма трудового устройства осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список
Приложения
В современных условия, одной из важнейших задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, является исправление осуждённых, а также предупреждение совершения ими новых преступлений.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года[1] предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). Так в нем закреплены дальнейшие направления реформирования УИС, закреплены цели и задачи, стоящие перед ней. Концепция предполагает поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осуждённых. Закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве социальной, психолого-педагогической работы с осуждёнными, готовящимися к освобождению, может стать основным средством исправления сложившейся ситуации.
Среди основных проблем в деятельности УИС можно отметить такие, как трудности в обеспечении ресоциализационной деятельности исправительных учреждений. Одной из причин является проблема трудовой занятости осуждённых, так большинство предприятий в подразделениях ФСИН России бездействуют.
Проблемы трудоустройства осужденных, несовершенство законодательства, регулирующего процесс подготовки к освобождению и определяющие правовой статус гражданина после освобождения, не разработанность многих теоретических и практических вопросов в этой важной сфере государственной деятельности и отсутствие четкой нормативной позиции по данному вопросу, свидетельствует о необходимости поиска новых подходов к работе с осуждёнными в исправительных учреждениях при подготовке их к освобождению, что актуализирует тему работы.
Изучение практического опыта показало, что зачастую работа колонии по трудоустройству осужденных проводится формально и не имеет должного эффекта. Что требует создания дальнейших практических разработок в данном направлении.
Итак, современная организация исполнения наказаний, не в полной мере выполняет возложенную государством функцию возвращения в общество граждан, способных осуществлять полноценное общественное функционирование, о чем свидетельствует достаточно высокий уровень рецидива среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Вопросами правового регулирования подготовки осуждённых, отбывающих лишение свободы, к освобождению, проблемами ресоциализации в целом занимались Н.С Антонян, Ю.М. Бережнова, А.В. Бриллиантов, С.Л. Бабаян Н.. В.В Городнянская, Н.В.Ольховик, А.А. Соколов, А.А. Пропостин, Д Тейван-Трейновский, В.А. Уткин и др.
Правовым и иным вопросам осужденных освобожденных из мест лишения свободы большое внимание уделялось в работах Ю.М. Аверкиева, Ю.А. Алферова.
Проблемам организации и совершенствования социальной, воспитательной и психологической работы в пенитенциарной системе посвящены труды Н.И. Макаренко, Е.Я. Тищенко, Г.Ф. Хохрякова и др.
Однако в исследованиях присутствует фрагментарность изучения данной темы и недостаток анализа по проблеме.
Таким образом, возникает противоречие между созданием практических разработок по трудоустройству осужденных и их дальнейшей реализации на базе исправительной колонии.
Проблема исследования: поиск оптимальных путей решения проблем осужденных в плане трудоустройства после освобождения;
Объект исследования: подготовка осужденных к трудоустройству осужденных, готовящихся к освобождению.
Предмет исследования: методы и формы работы учреждений УИС с осужденными по подготовке к трудоустройству осужденных, готовящихся к освобождению.
Цель исследования: изучить специфику деятельности учреждений УИС в процессе трудоустройства осужденных, готовящихся к освобождению.
На основе поставленной цели определены задачи работы:
- Изучить историко-правовые аспекты трудового устройства осужденных, освобождаемых из мести лишения свободы;
- Рассмотреть историю развития института правового регулирования трудового устройства осужденных;
- Определить правовой статус лиц, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы;
- Выявить правовые и прикладные основы деятельности администрации исправительных учреждений по трудоустройству осужденных, готовящихся к освобождению;
- Охарактеризовать основные направления деятельности учреждений УИС в процессе трудоустройства осужденных;
- Исследовать специфику регулирования трудового устройства различных категорий осужденных, готовящихся к освобождению;
- Выявить проблемы и разработать пути совершенствования механизма трудоустройства осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы.
Методы работы:
- теоретический анализ и синтез литературных источников по теме исследования; общелогические методы: анализ и синтез; дедуктивный и индуктивный; обобщение, сравнение; моделирование, проектирование и др.;
Структура исследования: структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО УСТРОЙСТВА ОСУЖДЕННЫХ, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
1.1. История развития института правового регулирования трудового устройства осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы в России
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 23.09.2015 № 1877-р) дополнилась задачей проработки вопроса об исключении из законодательства обязательности труда осужденных к лишению свободы.
История привлечения к труду осужденных, готовящихся к освобождению, в России восходит к Соборному уложению 1649 года. В Уложении четко прослеживалась цель колонизации новых (в основном сибирских земель). При этом ссыльные занимались в основном сельскохозяйственными работами, которые, будучи обязательными, одновременно являлись средством к существованию ссыльных[2].
Пик использования труда осужденных приходится на эпоху Петра I, когда именно экономические соображения были решающими при определении места отбывания тюремного заключения, каторги и ссылки. Организовать труд вольных людей в отдаленных районах на строительстве крупнейших объектов было достаточно хлопотно, и государство принимает решение эксплуатировать дешевую рабочую силу в лице осужденных преступников, которые на время срока отбывания уголовного наказания становились, по существу, собственностью государства
После смерти Петра I государство не отказывается от дальнейшего использования дешевой рабочей силы в лице преступников, осуждаемых к наказаниям, связанным с лишением свободы. Существенный вклад в идеологию создания пенитенциарного права был внесен во времена Екатерины II, когда началось совершенствование системы тюремных учреждений, были сделаны первые гуманные шаги для улучшения условий содержания заключенных.
Первым систематизированным законодательным актом об исполнении лишения свободы стал в 1832 году Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных, который развивал и детализировал положения прежних нормативных документов[3]. Уложение создало огромное разнообразие форм и мест лишения свободы - крепость, смирительный дом, арестантские роты гражданского ведомства, рабочий дом, кратковременный арест, отбываемый в различных местах. Но определенного правового статуса места лишения свободы не имели.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предусматривает использование труда осужденных. Вопрос этот решается исходя из сословного неравенства: осужденные мещане и крестьяне употреблялись на работу по распоряжению начальства, лица всех других сословий могли заниматься работами по своему желанию. Так, статья 48 Уложения устанавливала: «Присужденные к отдаче на время в исправительные арестантские роты гражданского ведомства могут быть употребляемы и в городские и всякие другие работы», а статья 56 гласила: «Осужденные на заключение в домах рабочих и смирительных употребляются только на определенные уставами сих домов работы».
В целом, система наказаний и порядок их исполнения в сравнении с Соборным уложением 1649 года и Артикулом воинским 1715 года стала менее жестокой. Однако назвать ее гуманной нельзя.
Рассмотрим далее привлечение к труду осужденных, готовящихся к освобождению в советское время.
Известно, что обязательность труда всегда закреплялась в ранее действующих советских исправительно-трудовых кодексах, исходя из закрепленного в Конституции РСФСР положения «кто не работает, тот не ест», и конституционной обязанности советских граждан трудиться. Труд признавался обязательным для всех способных к нему заключенных (ст. 52 ИТК РСФСР 1924 г., ст. 4 ИТК РСФСР 1933 г.; ст. 37 ИТК РСФСР 1970 г.). Устанавливалось, что условия труда лишенных свободы регулируются общими правилами Кодекса законов о труде, рабочем времени, отдыхе, труде женщин и несовершеннолетних и об охране труда и что изъятия из этих правил допускаются, если они установлены в определенном законом порядке[4].
В итоге обязанность осужденных, готовящихся к освобождению, трудиться, которая была заложена уже с первых лет советской власти, сохранилась и до наших дней. Ст. 103 УИК РФ определяет, что «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений».
Одна группа ученых (А.С. Михлин, В.И. Селиверстов, А.И. Зубков, Н.А. Стручков, В.Д. Филимонов и др.) считала, что обязанность труда осужденных к лишению свободы необходимо сохранить, причем труд должен выполняться на местах и видах работ, определяемых администрацией. Другие ученые (В.А. Уткин, Н.И. Ланкин, А.К. Музеник, Л.М. Прозументов и др.) предлагали реализовать идею добровольности труда осужденных, готовящихся к освобождению (при содействии администрации исправительного учреждения в их трудоустройстве). Осужденным предлагалось гарантировать свободу трудового и хозяйственного договора, а равно свободу занятий индивидуальной трудовой деятельностью. Одновременно предусматривалась широкая система мер позитивного стимулирования трудовой занятости осужденных.
Как известно, в основу действующего УИК РФ легла точка зрения об обязательности труда осужденных, готовящихся к освобождению.
К моменту его принятия становилось понятно, что сложившаяся уголовно-исполнительная (исправительно-трудовая) система не готова наделить осужденных, готовящихся к освобождению свободой труда или правом на труд, так как этого не позволял не только уровень её развития, исторический опыт построения исправительно-трудового законодательства, но и отсутствие права на труд у заключенных в международно-правовых актах, которые претерпели множество изменений к концу XX в[5].
По мнению В. А. Уткина, эти правила «в целом стали ядром того, что получило международное признание как приемлемая практика в уголовно-исполнительной системе»[6]. В принятых в 2015 г. Правилах Манделы (Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключенными) правило 96 закрепляет, что на заключенных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день. Ни один заключенный не обязан работать ради личной или частной выгоды кого-либо из тюремного персонала (Правило 97). Заключенные должны иметь возможность выполнять работу по своему выбору, если это совместимо с правильным выбором ремесла и требованиями (Правило 98)[7].