Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами. Во-первых, ведущая роль в системе обеспечения муниципальной безопасности принадлежит государству. Рассматривая проблему обеспечения муниципальной безопасности федеративного государства, нельзя не отметить, что большое значение в процессе его обеспечения имеют федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления.
Во-вторых, все больше полномочий федеральное руководство Российской Федерации передает в регионы и в муниципалитеты. Население на территории муниципального образования в своей повседневной жизни сталкивается со спектром угроз, имеющих именно локальный характер. В этой связи высокая эффективность защиты граждан от данных угроз может быть обеспечена лишь органами местного самоуправления как наиболее приближенными к населению, что обусловливает насущную необходимость научных исследований в области экономической безопасности именно муниципального образования.
Объект исследования – экономическая безопасность муниципального образования.
Предмет исследования – современный уровень, факторы и перспективы обеспечения экономической безопасности муниципальных образований.
Цель выпускной квалификационной работы – выявить тенденции и проблемы обеспечения экономической безопасности муниципального образования, и разработать мероприятия по ее укреплению.
Поставленная цель исследования обусловливает необходимость решения следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты экономической безопасности муниципального образования;
- проанализировать и дать оценку уровня экономической безопасности муниципального образования;
- разработать мероприятия, направленные на укрепление экономической безопасности муниципального образования, и представить их экономическое обоснование;
- дать общую правовую характеристику обеспечения безопасности муниципального образования;
- исследовать проблемы правовой безопасности муниципального образования.
Информационная база выпускной квалификационной работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, учебные пособия, труды ведущих отечественных авторов, посвященные проблемам экономической безопасности, муниципального образования, правового регулирования, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы. В научной литературе вопросы экономической безопасности исследуются в трудах таких крупных российских экономистов, как Анимица Е. Г., Дворядкина, Е. Б.,Татаркин А.И., Сенчагов В.К. и др.
В первой главе выпускной квалификационной работы характеризуются теоретические аспекты исследования экономической безопасности муниципального образования. Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ и дана оценка уровня экономической безопасности муниципального образования (на примере Муниципального образования «Красноуфимский округ»), а также обоснованы мероприятия, направленные на укрепление экономической безопасности муниципального образования. В третьей главе выпускной квалификационной работы охарактеризован правовой режим обеспечения безопасности муниципального образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ
Система обеспечения безопасности государства реализуется через региональные и муниципальные уровни управления. Для ориентирования системы на успех ее нужно выстроить таким образом, чтобы федеральный и региональный уровень «работали» на безопасность муниципальных образований. Во многом этому способствует 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который закрепил полномочия а, следовательно, степень обязанностей и ответственности, за каждым уровнем управления. Поэтому к муниципальной безопасности следует относиться как к сфере управленческой деятельности.
Однако учеными, занимающимися вопросами экономической безопасности, выработано несколько подходов к ее пониманию. Первый подход основан на понятии угрозы. Например, большинством авторов экономическая безопасность определяется, исходя из определения безопасности, данного в не действующем в настоящее время Законе РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности», где безопасность понимают, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ч. 1 ст. 1 Закона).
Второй подход избегает употребления понятия угрозы в определении безопасности, и основан на достижении цели, функционировании субъекта. Третий подход объединяет или смешивает оба подхода в определении экономической безопасности.
В.К. Сенчагов понимает экономическую безопасность, как «состояние экономики и институтов власти, при которых гарантированно защищены национальные интересы, политика имеет социальную направленность, обеспечен достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [10, с. 43].
Любая экономическая система функционирует в условиях неопределенности, т.к. на ее показатели оказывают влияние результаты взаимодействия многих субъектов, которые обладают очень широкими возможностями выбора форм и способов деятельности, придающими развитию экономики непредсказуемость. Это требует рассматривать экономическую безопасность как подвижное, находящееся в постоянном изменении свойство экономической системы [6, с. 25].
Г.Б. Клейнер трактует экономическую безопасность предприятия, как «такое состояние хозяйственного субъекта, при котором он при наиболее эффективном использовании корпоративных ресурсов добивается предотвращения, ослабления или защиты от существующих опасностей и угроз или других непредвиденных обстоятельств и в основном обеспечивает достижение целей бизнеса в условиях конкуренции и хозяйственного риска» [14, с. 288].
Это определениесодержит два важных момента – критерий обеспечения безопасности – достижение целей бизнеса, и учтено действие факторов внешних условий – конкуренции, хозяйственного риска. Также отмечается и условие достижения цели бизнеса – эффективность использования ресурсов. Определение основано на понятии угрозы, опасности.
В ресурсно-функциональномподходе к экономической безопасности предприятия Е.А. Олейников рассматривает процессы, протекающие на предприятии, со всеми их характерными особенностями и взаимосвязями, которые являются единой родственной группой по их функциональной роли в обеспечении экономической безопасности предприятия и, все вместе играют значительную роль для обеспечения экономической безопасности предприятия.
В ресурсно-функциональном подходе основными направлениями экономической безопасности предприятия являются следующие функциональные составляющие: интеллектуально-кадровая, финансовая, технико-технологическая, силовая, политико-правовая, экологическая, информационная [13, с. 38–39]. В ресурсно-функциональном подходе комплексно со всех сторон исследуются важные факторы, оказывающие влияние на состояние каждой функциональной составляющей экономической безопасности предприятия. Проводится анализ основных процессов, влияющих на обеспечение экономической безопасности, анализируется распределение и использование ресурсов предприятия, рассчитываются значения экономических индикаторов, отражающих уровни обеспечения каждой функциональной составляющей экономической безопасности предприятия, и разрабатываются меры для обеспечения максимального уровня функциональных составляющих экономической безопасности.
Так как это частный случай безопасности, экономическая безопасность сохраняет разделение по источникам происхождения опасностей и угроз (внутренних и внешних), и смысловое значение понятия как социального явления.
Под муниципальным образованием понимается сложная территориальная социально-экономическая структура, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, к которым относятся общая территория, население, проживающее на этой территории, хозяйствующие субъекты (предприятия и организации разных форм собственности), работающие на этой территории, местные органы власти, которые обеспечивают функционирование и развитие конкретного муниципального образования с помощью различных видов ресурсов (материальных, природных, человеческих, финансовых, информационных и др.) и условий (экономических, политических климатических, правовых, культурных, экологических).
Экономическая безопасность муниципалитета - состояние экономики и факторов влияния, при котором муниципальная система успешно защищает интересы власти, общества и личности.
Основными задачами экономической безопасности муниципального образования являются: обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, обуздание безработицы, формирование эффективной структуры экономики, сокращение дефицита бюджета и муниципального долга, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения и т.п. Эти задачи определяют направления укрепления экономической безопасности функционирования муниципального образования.
К элементам экономической безопасности муниципального образования относятся:
- Способность муниципальной экономики обеспечивать расширенное воспроизводство без критической зависимости от импорта;
- Приемлемый уровень жизни населения;
- Устойчивость местного бюджета;
- Единство экономического муниципального образования;
- Обеспечение условий, противодействующих криминализации общества;
Под устойчивой оценкой уровня экономической безопасности муниципального образования следует понимать существование муниципальной системы перераспределения ресурсов, в целях обеспечения достойного уровня жизнедеятельности местного сообщества и организации, устойчивых социально-экономических отношений субъектов территориального управления и хозяйствования, как в настоящее время, так и на перспективу [49, с. 89].
Экономическая безопасность муниципального округа затрагивает производственную, финансовую, социальную, демографическую, продовольственную и другие сферы, лежащие в основе оценки социально-экономического положения на территории округа.
Под экономической безопасностью территории муниципального уровня понимается совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики и предприятий, от которых зависит уровень жизни населения на данной территории [41, с. 85].
Финансово-бюджетная безопасность муниципального образования – это такое финансово-устойчивое состояние муниципальной бюджетной системы, которое характеризуется сбалансированностью, высоким уровнем ликвидности её активов и наличием денежных, валютных и иных резервов, способных обеспечить не только стабильность муниципальной экономики под действием различных факторов и в различных условиях, в том числе и неблагоприятных (кризисных), но и устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение общественных потребностей, эффективное муниципальное управление и защиту экономических интересов муниципального образования с минимизацией всех возникающих в процессе деятельности финансово-бюджетных рисков [56,с.15].
Экономическая безопасность это состояние защищенности основных экономических интересов от внутренних и внешних угроз. Расшифровка понятия «Угроза безопасности» дается в ст.3 «Закона о безопасности». Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Различают реальную и потенциальную угрозу объектам безопасности, исходящую от внутренних и внешних источников опасности. Соответственно выделяют внутренние и внешние угрозы.
Так как категория безопасности связана с состоянием защищенности от различных угроз, то экономическая безопасность, в первую очередь, характеризует состояние защищенности от угроз по сферам жизнедеятельности. В качестве обязательного элемента механизма защиты муниципальных интересов в области экономики необходимо производить мониторинг и анализ факторов и процессов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.
Угрозы экономической безопасности муниципального образования - это процессы и явления экономического, социального и правового характера, действие которых вызывает нарушение стабильности развития производства, его устоявшейся структуры, усиление территориальной разобщенности и общее ухудшение жизнедеятельности населения [59, с. 324].
Угрозы экономической безопасности муниципального образования подразделяют на внешние и внутренние.
Экономическая безопасность предполагает поддержание муниципальной экономики на той ступени развития, которая обеспечивает дальнейший экономический рост и способна противодействовать влиянию внешних и внутренних угроз.
Под экономической безопасностью территории муниципального уровня понимается совокупность критериев и показателей, характеризующих текущее состояние экономики и предприятий, от которых зависит уровень жизни населения на данной территории.
1.2 КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Деятельность в области экономической безопасности муниципального образования включает определение и мониторинг критериев и показателей, подрывающих устойчивость социально-экономической системы, формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих показателей.
Основанием для оценки угроз и ущербов от воздействия угроз как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количественными. Критерии выражаются показателями экономической безопасности, которые связаны с индикаторами экономической безопасности.
Критерий экономической безопасности - оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности [63, с. 37].
Критерии экономической безопасности диктуют выбор определенных показателей экономической безопасности муниципального образования, которые будут описывать, и характеризовать его динамику, уровень основных количественных и качественных параметров. Особое место занимает определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния муниципального образования и необходимости изменения стратегии развития.
Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций для муниципального образования. Таким образом, показатели, по которым определены пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности.
К основным критериям, характеризующим интересы муниципального образования в области экономической безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся:
- расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры муниципальной экономики;
- границы критической зависимости муниципального образования от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;
- обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения муниципального образования.
Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер по предупреждению ущерба, является определение системы пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Например, уровень и качество жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию.