ВКР|Государственное и муниципальное управление (ГМУ)

Экономическая безопасность функционирования и развития муниципального образования (на примере Красноуфимский округ)

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 72

Цена: 1 900
Купить работу

Введение  

1 Теоретические аспекты исследования экономической безопасности  муниципального образования  

1.1    Экономическая безопасность муниципального образования: понятие, сущность  

1.2 Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности муниципального образования  

2  Оценка уровня и направления укрепления экономической безопасности муниципального образования (на примере муниципального образования «Красноуфимский округ») 

2.1  Анализ социально-экономических показателей развития и оценка экономической безопасности муниципального образования «Красноуфимский округ») 

2.2 Направления укрепления экономической безопасности муниципального образования (на примере Красноуфимский округ) 

3 Правовой режим обеспечения экономической безопасности муниципального образования  

3.1 Общая правовая характеристика обеспечения экономической безопасности муниципального образования  

3.2  Проблемы обеспечения правовой безопасности муниципального образования  

Заключение 

Список использованных источников  

          Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами. Во-первых, ведущая роль в системе обеспечения муниципальной безопасности принадлежит государству. Рассматривая проблему обеспечения муниципальной безопасности федеративного государства, нельзя не отметить, что большое значение в процессе его обеспечения имеют федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, все больше полномочий федеральное руководство Российской Федерации передает в регионы и в муниципалитеты. Население на территории муниципального образования в своей повседневной жизни сталкивается со спектром угроз, имеющих именно локальный характер. В этой связи высокая эффективность защиты граждан от данных угроз может быть обеспечена лишь органами местного самоуправления как наиболее приближенными к населению, что обусловливает насущную необходимость научных исследований в области экономической безопасности именно муниципального образования.

Объект исследования – экономическая безопасность муниципального образования. 

Предмет исследования – современный уровень, факторы и перспективы обеспечения экономической безопасности  муниципальных образований.

Цель выпускной квалификационной работы  – выявить тенденции и проблемы обеспечения экономической безопасности муниципального образования, и разработать мероприятия по ее укреплению.

Поставленная цель исследования обусловливает необходимость решения следующих задач:

- исследовать теоретические аспекты экономической безопасности муниципального образования;

- проанализировать и дать оценку уровня экономической безопасности муниципального образования;

  • разработать мероприятия, направленные на укрепление экономической безопасности муниципального образования, и представить их экономическое обоснование;

- дать общую правовую характеристику обеспечения безопасности муниципального образования;

- исследовать проблемы правовой безопасности муниципального образования.

Информационная база выпускной квалификационной работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, учебные пособия, труды ведущих отечественных  авторов, посвященные проблемам экономической безопасности, муниципального образования, правового регулирования, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы. В научной литературе вопросы экономической безопасности исследуются в трудах таких крупных российских экономистов, как Анимица Е. Г., Дворядкина, Е. Б.,Татаркин А.И., Сенчагов В.К. и др.

В первой главе выпускной квалификационной работы характеризуются теоретические аспекты исследования экономической безопасности муниципального образования. Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ и дана оценка уровня экономической безопасности муниципального образования (на примере Муниципального образования «Красноуфимский округ»), а также обоснованы мероприятия, направленные на укрепление экономической безопасности муниципального образования. В третьей главе выпускной квалификационной работы охарактеризован правовой режим обеспечения безопасности муниципального образования.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ

Система обеспечения безопасности государства реализуется через региональные и муниципальные уровни управления. Для ориентирования системы на успех ее нужно выстроить таким образом, чтобы федеральный и региональный уровень «работали» на безопасность муниципальных образований. Во многом этому способствует 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который закрепил полномочия а, следовательно, степень обязанностей и ответственности, за каждым уровнем управления. Поэтому к муниципальной безопасности следует относиться как к сфере управленческой деятельности.

 Однако учеными, занимающимися вопросами экономической безопасности, выработано несколько подходов к ее пониманию. Первый подход основан на понятии угрозы. Например, большинством авторов экономическая безопасность определяется, исходя из определения безопасности, данного в не действующем в настоящее время Законе РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности», где безопасность понимают, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ч. 1 ст. 1 Закона).

Второй подход избегает употребления понятия угрозы в определении безопасности, и основан на достижении цели, функционировании субъекта. Третий подход объединяет или смешивает оба подхода в определении экономической безопасности.

В.К. Сенчагов понимает экономическую безопасность, как «состояние экономики и институтов власти, при которых гарантированно защищены национальные интересы, политика имеет социальную направленность, обеспечен достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [10, с. 43].

Любая экономическая система функционирует в условиях неопределенности, т.к. на ее показатели оказывают влияние результаты взаимодействия многих субъектов, которые обладают очень широкими возможностями выбора форм и способов деятельности, придающими развитию экономики непредсказуемость. Это требует рассматривать экономическую безопасность как подвижное, находящееся в постоянном изменении свойство экономической системы [6, с. 25].

Г.Б. Клейнер трактует экономическую безопасность предприятия, как «такое состояние хозяйственного субъекта, при котором он при наиболее эффективном использовании корпоративных ресурсов добивается предотвращения, ослабления или защиты от существующих опасностей и угроз или других непредвиденных обстоятельств и в основном обеспечивает достижение целей бизнеса в условиях конкуренции и хозяйственного риска» [14, с. 288].

Это определениесодержит два важных момента – критерий обеспечения безопасности – достижение целей бизнеса, и учтено действие факторов внешних условий – конкуренции, хозяйственного риска. Также отмечается и условие достижения цели бизнеса – эффективность использования ресурсов. Определение основано на понятии угрозы, опасности.

В ресурсно-функциональномподходе к экономической безопасности предприятия Е.А. Олейников рассматривает процессы, протекающие на предприятии, со всеми их характерными особенностями и взаимосвязями, которые являются единой родственной группой по их функциональной роли в обеспечении экономической безопасности предприятия и, все вместе играют значительную роль для обеспечения экономической безопасности предприятия.

В ресурсно-функциональном подходе основными направлениями экономической безопасности предприятия являются следующие функциональные составляющие: интеллектуально-кадровая, финансовая, технико-технологическая, силовая, политико-правовая, экологическая, информационная [13, с. 38–39]. В ресурсно-функциональном подходе комплексно со всех сторон исследуются важные факторы, оказывающие влияние на состояние каждой функциональной составляющей экономической безопасности предприятия. Проводится анализ основных процессов, влияющих на обеспечение экономической безопасности, анализируется распределение и использование ресурсов предприятия, рассчитываются значения экономических индикаторов, отражающих уровни обеспечения каждой функциональной составляющей экономической безопасности предприятия, и разрабатываются меры для обеспечения максимального уровня функциональных составляющих экономической безопасности.

Так как это частный случай безопасности, экономическая безопасность сохраняет разделение по источникам происхождения опасностей и угроз (внутренних и внешних), и смысловое значение понятия как социального явления.

Под муниципальным образованием понимается сложная территориальная социально-экономическая структура, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, к которым относятся общая территория, население, проживающее на этой территории, хозяйствующие субъекты (предприятия и организации разных форм собственности), работающие на этой территории, местные органы власти, которые обеспечивают функционирование и развитие конкретного муниципального образования с помощью различных видов ресурсов (материальных, природных, человеческих, финансовых, информационных и др.) и условий (экономических, политических климатических, правовых, культурных, экологических).

Экономическая безопасность муниципалитета - состояние экономики и факторов влияния, при котором муниципальная система успешно защищает интересы власти, общества и личности.

            Основными задачами экономической безопасности муниципального образования  являются: обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, обуздание безработицы, формирование эффективной структуры экономики, сокращение дефицита бюджета и муниципального долга, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения и т.п. Эти задачи определяют направления укрепления экономической безопасности функционирования муниципального образования.

К элементам экономической безопасности муниципального образования относятся:

  • Способность муниципальной экономики обеспечивать расширенное воспроизводство без критической зависимости от импорта;
  • Приемлемый уровень жизни населения;
  • Устойчивость местного бюджета;
  • Единство экономического муниципального образования;
  • Обеспечение условий, противодействующих криминализации общества;

Под устойчивой оценкой уровня экономической безопасности муниципального образования следует понимать существование муниципальной системы перераспределения ресурсов, в целях обеспечения достойного уровня жизнедеятельности местного сообщества и организации, устойчивых социально-экономических отношений субъектов территориального управления и хозяйствования, как в настоящее время, так и на перспективу [49, с. 89].       

Экономическая безопасность муниципального округа затрагивает производственную, финансовую, социальную, демографическую, продовольственную и другие сферы, лежащие в основе оценки социально-экономического положения на территории округа.

Под экономической безопасностью территории муниципального уровня понимается совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики и предприятий, от которых зависит уровень жизни населения на данной территории [41, с. 85]. 

Финансово-бюджетная безопасность муниципального образования – это такое финансово-устойчивое состояние муниципальной бюджетной системы, которое характеризуется сбалансированностью, высоким уровнем ликвидности её активов и наличием денежных, валютных и иных резервов, способных обеспечить не только стабильность муниципальной экономики под действием различных факторов и в различных условиях, в том числе и неблагоприятных (кризисных), но и устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение общественных потребностей, эффективное муниципальное управление и защиту экономических интересов муниципального образования с минимизацией всех возникающих в процессе деятельности финансово-бюджетных рисков [56,с.15].

Экономическая безопасность это состояние защищенности основных экономических интересов от внутренних и внешних угроз. Расшифровка понятия «Угроза безопасности» дается в ст.3 «Закона о безопасности». Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Различают реальную и потенциальную угрозу объектам безопасности, исходящую от внутренних и внешних источников опасности. Соответственно выделяют внутренние и внешние угрозы.

Так как категория безопасности связана с состоянием защищенности от различных угроз, то экономическая безопасность, в первую очередь, характеризует состояние защищенности от угроз по сферам жизнедеятельности. В качестве обязательного элемента механизма защиты муниципальных интересов в области экономики необходимо производить мониторинг и анализ факторов и процессов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.

Угрозы экономической безопасности муниципального образования - это процессы и явления экономического, социального и правового характера, действие которых вызывает нарушение стабильности развития производства, его устоявшейся структуры, усиление территориальной разобщенности и общее ухудшение жизнедеятельности населения [59, с. 324].

Угрозы экономической безопасности  муниципального образования подразделяют на внешние  и внутренние. 

Экономическая безопасность предполагает поддержание муниципальной экономики на той ступени развития, которая обеспечивает дальнейший экономический рост и способна противодействовать влиянию внешних и внутренних угроз.

Под экономической безопасностью территории муниципального уровня понимается совокупность критериев и показателей, характеризующих текущее состояние экономики и предприятий, от которых зависит уровень жизни населения на данной территории.

1.2 КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Деятельность в области экономической безопасности муниципального образования включает определение и мониторинг критериев и показателей, подрывающих устойчивость социально-экономической системы, формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих показателей.

Основанием для оценки угроз и ущербов от воздействия угроз как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количест­венными. Критерии выражаются показателями экономической безопасности, которые связаны с индикаторами экономической безопасности.

Критерий экономической безопасности - оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности [63, с. 37].

Критерии экономической безопасности диктуют выбор опреде­ленных показателей экономической безопасности муниципального образования, которые будут описывать, и характеризовать его динамику, уровень основных количественных и качественных параметров. Особое место занимает определение и использование порого­вых значений индикаторов, призванных сигнализировать о при­ближении критического состояния муниципального образования и необхо­димости изменения стратегии развития.

 Пороговые значе­ния - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разру­шительных тенденций для муниципального образования. Таким образом, показатели, по которым определены пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности.

К основным критериям, характеризующим интересы муниципального образования в области экономической безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся:

  • расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры муниципальной экономики;
  • границы критической зависимости муниципального образования от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;
  • обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения муниципального образования.

Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработ­ка эффективных мер по предупреждению ущерба, является опре­деление системы пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Например, уровень и качество жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию.

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]:  - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации Федер. закон. Ч. 2 от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ: принят Гос. Думой 19 июля 2000 г. (с изм. и доп.)// Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ. // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. N N131-ФЗ - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  5. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208
  6. Алексеенко Н.А., Кацубо С.П., Кравчук Е.В. Экономико-правовые основы оценки уровня социально-экономической безопасности в трудовых отношениях[Текст]// Власть Закона. 2015. N 2. С. 133 - 170.
  7. Ганин О.Б., Ганин, И.О. Экономическая безопасность муниципалитета: генезис, сущность и содержание понятия [Электронный ресурс] / О.Б. Ганин, И.О. Ганин // ARSAdministrandi– 2015. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id =23515888
  8. Глотина, И.М. Современная архитектоника исследования категории «экономическая безопасность» [Текст] / И.М. Глотина // Вестн. Кемеров. гос. ун-та, 2014. - № 3 (59)
  9. Дворядкина Е.Б., Новикова Н. В. Экономическая безопасность [Текст] : учеб. пособие / Е. Б. Дворядкина, Я. П. Силин, Н. В. Новикова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург : [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2016. – 194 с.
  10. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Экономическая безопасность России и инновационные технологии в сфере образования [Текст] // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - N 42. - С.23-35.
  11. Изутова О.В. Налог на имущество физических лиц: новые правила. [Текст] Журнал "Бюджет", 2015, N 2
  12. Исаев И.И., Бусалова, К.А. Учет и систематизация нормативных правовых актов в Российской Федерации (на примере муниципальных нормативных правовых актов) [Текст] / И.И. Исаев // Молодой ученый. - 2015. - № 2.
  13. Коростелева М.В. К вопросу об ответственности глав муниципальных районов и городских округов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2014. N 3. С. 3 - 6.
  14. Костин В. Костина А. Национальная безопасность современной России. Экономические и социокультурные аспекты. [Текст] : Издательство: Ленанд. ISBN 978-5-9710-1336-5; 2015 г.
  15. Татаркин, А.И. и др. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики [Текст] / А.И. Татаркин и др. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 240 с.
  16. Фролов И.В. О современном содержании административно-правового регулирования экономических отношений: критика теории интереса [Текст]// Предпринимательское право. 2015. N 3. С. 65 - 71.
  17. Чучкина И.В. Повышение мобильности трудовых ресурсов [Текст]// Отдел кадров коммерческой организации. 2015. N 8. С. 32 - 36.
  18. Гончаренко Л.П. Экономическая и национальная безопасность [Текст] // М.: Экономика; 2016. – 543-544 с.
  19. Государственное регулирование рыночной экономики [Текст] / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. - М: ОАО «НПО «Экономика», 2016.- 241 с.
  20. Экономика муниципальных образований [Текст]: учеб. пособие/ под ред. В.Г. Игнатова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2016. - 544 с.
  21. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. [Текст]: // Учеб. Пособие. М.: Велби, 2016. 672 c.
  22. Метод представления статистики по некоторому набору единиц таким образом, как если бы они составляли одну единицу [Текст]: учебник / Под ред. М.Г. Назарова. 3е изд., испр. М.2017. С. 81.
  23. Общая теория национальной безопасности [Текст]: / Учебник Под общ. ред. Прохожева А.А.  Изд. 2 / М.: Изд-во РАГС, 2016. С. 90.
  24. Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность) [Текст] / Под ред. Олейникова, Е.А. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»,2015.- 65 с.
  25. Прохожева А.А. Общая теория национальной безопасности [Текст]: Учебник / Под общ. ред. Прохожева А.А Изд. 2 / М.: Изд-во РАГС, 2015.– 90 с.
  26. Романов А.Н., Слюсаренко Т.В. Муниципальное право: учебное пособие для вузов / А.Н. Романов, Т.В. Слюсаренко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016
  27. Экономическая безопасность России [Текст]: Общий курс / Под ред. Сенчагова В.К., М.: Дело, 2015.- 896-897 с.
  28. Экономическая и национальная безопасность [Текст] / Под ред. Олейникова Е.А., М.: Издательство «Экзамен», 2014.- 768-769 с.
  29. Экономическая основа местного самоуправления [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.webarhimed.ru/page-254.html.
  30. Экономическая теория [Электронный ресурс]: / Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/economicheskaya-teoriya/73.htm.
  31. Сайт института экономической безопасности [Электронный ресурс]: / - Режим доступа: http://www.bre.ru/security/14615.html
  32. Сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Свердловской области [Электронный ресурс]: / - Режим доступа: http://www.ersds.e-burg.ru
  33. Сайт библиотеки учебной и научной литературы//[Электронный ресурс]: // Государственное и региональное управление, Уткин Э. А., Денисов А. Ф., 2002г. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/utkin_gos_i_ region_upr/default.aspx
  34. База данных показателей муниципальных образований Свердловской области (БД ПМО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/pass.aspx?base=munst65&r=65704000
  35. Сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/
  36. Сайт Министерства экономического развития РФ http://www.economy.gov.ru/
  37. Сайт «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/
  38. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. http://www. sverdl.gks.ru/
  39. Экономическая основа местного самоуправления [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.webarhimed.ru/page-254.html.
  40. Экономическая теория [Электронный ресурс]: / Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/economicheskaya-teoriya/73.htm.
  41. Сайт института экономической безопасности [Электронный ресурс]: / - Режим доступа: http://www.bre.ru/security/14615.html
  42. Сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Свердловской области [Электронный ресурс]: / - Режим доступа: http://www.ersds.e-burg.ru
  43. Сайт библиотеки учебной и научной литературы//[Электронный ресурс]: // Государственное и региональное управление, Уткин Э. А., Денисов А. Ф., 2002г. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/utkin_gos_i_ region_upr/default.aspx

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Государственное и муниципальное управление (ГМУ)
2015 год 96 стр.
ВКР Стратегия развития молодежной политики в муниципальном образовании
Telesammit
ВКР Государственное и муниципальное управление (ГМУ)
2014 год 85 стр.
ВКР Совершенствование управления муниципальным имуществом
Telesammit
ВКР Государственное и муниципальное управление (ГМУ)
2014 год 96 стр.
ВКР Особенности региональной государственной молодежной политики Новосибирской области
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское